Тестовые задания
Государства мира (подсказка) 10 класс
1. Это государство давно заслужило наименование страны-банкира, в его сейфах хранится половина всех ценных бумаг зарубежного мира. (Швейцария)
2. Экспорт «нефтедолларов» особенно характерен для стран Персидского залива, и в первую очередь для? (Саудовской Аравии, Кувейта и ОАЭ).
3. В тракторостроении США специализируются на производстве тяжелых тракторов, Великобритания — колесных тракторов средней мощности, Япония — садово-огородных тракторов.
4. В 70-х гг. XX в. начал выпускаться так называемый европейский грузовик, который собирается в Великобритании, но моторы поставляет Швеция, шасси — США, кузова — Италия.
5. В этом государстве введен в эксплуатацию крупный металлургический комбинат, построенный в г. Бхилаи при содействии бывшего СССР. (Индия)
6. На Кольском полуострове действует Костомукшский горно-обогатительный комбинат, построенный при участии? (Финляндии)
7. Главный мировой продавец патентов и лицензий, а также всех видов научно-технических знаний. (США)
8. К традиционным уже маршрутам вокруг Европы добавились более «экзотические» маршруты? (на Аляску, Шпицберген, Гренландию)
9. Главный морской «извозчик» мира. Почти весь морской флот страны занят перевозками грузов и товаров между иностранными портами. (Норвегия)
10. Международными курортными островами мира называют острова? (Кипр, Багамы, Канары, Сейшельские острова)
11. Страна производит 40% всей газетной бумаги в зарубежном мире и обеспечивает 60% ее экспорта. (Канада)
2. Широкой международной известностью пользуется видеотехника фирм «Сони» и «Хитачи», «Самсунг». (Япония, Южная Корея)
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ
Кругосветное путешествие (VII класс)
Мы отправляемся в кругосветное путешествие. Выйдя из Одессы и двигаясь с востока на запад обойдем весь земной шар и вернемся сюда же на Каспийское море. Итак, в путь. Через Гибралтарский пролив входим в Средиземное море, разделяющее два материка: Африку и Европу.
Погода чудесная, если не обращать внимание на летний муссон и нудно моросящий дождь. Не успел он нам надоесть, как мы вышли из Средиземного моря в Тихий океан. Когда-то к берегам загадочной Индии плыл этим же путем Америго Колумб. И мы плывем также к неведомому материку Америка. Увы, нет времени на остановку. Через Панамский пролив мы попадаем в Атлантический океан. Вдали видны Кордильеры, высочайшие горы Америки, расположенные на восточном побережье.
Течение Гольфстрим несет нас к родному материку — Евразии. У нас не было цели во время путешествия заходить в разные страны, но кончалась пресная вода, и мы приняли решение сделать остановку в Японии, стране, расположенной на южном побережье материка. Заправились, и снова вперед.
Огибая полуострова Чукотка, Зондские, Аравийский мы вошли в Красное море, известное самой низкой соленостью в мире. К западу по борту корабля была Азия, а к востоку — Африка, впереди — Берингов пролив. Он небольшой, поэтому мы не заметили, как нам объявили: корабль вошел в Средиземное море. Еше чуть-чуть, и мы будем дома. И вот позади Средиземноморье, Суэцкий канал. Сразу же все почувствовали себя героями. Кругосветное путешествие завершилось.
Диктант по теме «Границы России» (VIII) класс)
Россия — самая большая по площади и численности населения страна мира. Мы поставили цель совершить путешествие по стране вдоль ее границ с другими странами. Начали свой путь с северо-запада, где наша Родина омывается Беринговым морем.
Корею, по территории которой мы проезжали вдоль границы, действительно можно назвать голубоглазой, как поется о ней в песне. Это край озер, болот и рек. Озера в основном тектонического происхождения.
Граница с Латвией, Эстонией и Литвой проходит по степям. Восточная граница России проходит с Белоруссией и Украиной.
На юге Европейской части граница идет по горам Карпатам, поэтому мы над Грузией и Арменией пролетели на самолете. Когда мы пересекли Черное море, то достигли границы нашей страны с Казахстаном. И здесь были степи, степи, покрытые ковылем, или распаханные человеком поля.
Велика страна Россия и границы ее протяженности. Мы познакомились с границей стран ближнего зарубежья: Монголии, Карелии. Наконец-то мы достигли побережья Тихого океана — Баренцева моря.
Диктант по теме «Природные комплексы» (VIII класс)
Мы с вами совершаем путешествие с севера на юг нашей страны, с побережья Балтийского моря. Строго по параллели движемся на юг. Цель путешествия — пересечь все природные комплексы страны.
Тундра — это настоящий птичий базар: здесь и дикие гуси, утки, воробьи, различные виды чаек. Чтобы хитрые песцы не съели яйца птенцов, гнезда птицы строят высоко над землей: на скалах или вершинах деревьев. Здесь выпадает много осадков, поэтому тундра очень заболочена. Тундра южнее постепенно сменяется лесотундрой и широколиственными лесами.
Мы и не заметили, как после широколиственного леса перешли в хвойный лес: сосны, ели, пихта. Подзолистые почвы тайги очень богаты перегноем, поэтому люди, живущие здесь, получают большие урожаи сельскохозяйственных культур. Хорошо таежным жителям: здесь и ягода — смородина, малина, облепиха, жимолость. В этом же лесу встречаются и пушные звери.
После полупустынь мы оказываемся в степях. Степи сегодня — это не те, что были вчера. Повсюду видны антропогенные комплексы: пашни и сады, пруды и озера, болота и лесополосы. Чтобы не потерять плодородие земель, здесь проводятся работы по рекультивации земель: удобряют почву, применяют научный севооборот, делают снегозадержание.
Коррозия почвы — опасное явление, поэтому в степях проводятся работы по закреплению оврагов. Жителям данной природной зоны можно только посочувствовать, так как низкая солнечная радиация и сильная увлажненность позволяют здесь расти только травянистой растительности, а бедная растительным покровом почва — не плодородна. Наше путешествие закончилось, когда мы достигли побережья Каспийского моря и дельты реки Днепр, впадающей в нее.
Диктант, составленный учениками
Однажды в прекрасное летнее утро
Я из дому вышел с ружьем на плече,
Навстречу медведь австралийский выходит,
весь белый от снега…
Из Австралии в Африку плыл я на льдине
Пред взором моим раскинулись риса поля.
Краснокожий индеец охотился мирно в кустах кипарисов.
Вдруг тигр показался огромный вдали.
Индеец копье в него сразу метнул
и там раза два повернул.
По Карскому морю приплыл я в Китай,
Страну восходящего солнца.
В страну, знаменитую ковкой железа.
Ружье свое я переплавил на меч.
Сражался я им с самураем
на бреге реки Тайвань.
На гору великую я восходил
названье горы — Эверест.
Из Китая в Америку я прилетел,
сначала Детройт посетил.
Близ города — мост Ватер-лор
через озеро нудное Эри.
Был в северном штате Майами,
где видел я храм Великого Будды.
И съездил на остров Флориду,
морозы там были под сорок.
Короче, зима как у нас.
На этом кончаю рассказ.
Занимательные игры VI классе
В начале изучения курса физической географии в VI классе провожу топографический диктант, который помогает решить сразу две задачи:
1) научить ребят ориентироваться на плане (карте);
2) познакомить их с условными знаками.
Как только мы приступаем к изучению темы «План местности», даю домашнее задание: изготовить на карточках (4x4 см) лото из двадцати самых часто встречающихся условных знаков. За правильно выполненное задание (четкость и отсутствие лишних элементов) ребята получают первую оценку. Затем на двух последующих уроках в течение 3-5 мин провожу тренировочные диктанты. Для этого на последней странице тетради ученики расчерчивают и нумеруют в определенном порядке поле из квадратиков 4x4 см.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
и |
12 |
13 |
Г 14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
Затем составляю рассказ с упоминанием условных знаков и сторон горизонта, а ребята закрывают нужные квадратики определенными условными знаками.
Пример задания.
От школы (квадрат 17) ребята пошли по тропинке на север. Западнее тропинки находится густой кустарник, восточнее — луг. В конце тропинки находится родник, от него сворачиваем на северо-восток и попадаем в сад, восточнее которого находится болото. От сада двигаемся на юго-восток по дороге через мост, далее на юго-восток к обрыву, на юге от которого находится небольшое озеро (квадрат 20).
(Проверяю конечный квадрат и общую конфигурацию "плана местности")
Пример задания.
Ребята заблудились в густом смешанном лесу (квадрат 8). Наконец они вышли на просеку, которая тянулась на запад. Двигаясь по просеке, добрались до негустого кустарника, на юге которого были видны свежие вырубки. Пройдя их, ребята вышли на луг, повернули по тропинке на восток и вскоре дошли до оврага, внизу которого виднелся родник Напившись родниковой воды, ребята продолжили путь на север, к железнодорожной станции, за которой был колхозный сад, а за ним — родная школа (квадрат 4).
Тема «Атмосфера»
Определи «слово»
Прочитать запись, зашифрованную в географических координатах. На политической карте мира по заданным координатам нужно определить зашифрованную страну или море, в которых находится данная точка, и по первым буквам этих названий сложить слово или фразу.
10° ю.ш., 75° з.д. Перу;
20° с.ш., 57° в.д. Оман;
40° с.ш., 22° в.д. Греция;
55°с.ш., 150°в.д. Охотское (море);
5б°с.ш., 10° в.д. Дания;
40° ю.ш., 65° з. д. Аргентина;
40° с. ш., 30° в.д. Турция;
30° с.ш., 30° в.д. Египет;
30° с.ш., 70° в.д. Пакистан;
25° с.ш., 20° в.д. Ливия;
25° с.ш., 3° в.д. Алжир;
37° с.ш., 140° в.д. Япония.
Ответ: погода теплая.
Определить направление ветра при заданном давлении воздуха.
На доске рисуют две произвольные точки с данными о давлении воздуха в них. Нужно стрелкой указать направление ветра и подписать его название.
Работа с глобусами
На уроках, изучая движение Земли вокруг оси и вокруг Солнца, выставляем глобусами положение Земли относительно Солнца (окно) в разное время года и время суток.
Пример задания.
Показать:
а) зиму в Австралии;
б) лето в России (Новосибирске), полночь;
в) лето в Антарктиде, день. (Задание на сообразительность — ученик должен ответить, что в это время года в Антарктиде круглые сутки полярный день)
Найти ошибки
Ветром называется вертикальное движение воздуха. Суша летним днем остывает быстрее, чем вода. Нагревшийся от нее воздух сжимается, поднимаясь вверх, и растекается в стороны. Поэтому давление над сушей повышается, а над морем, когда этот воздух приходит, давление уменьшается. Так образуется дневной бриз.
Используя рифмы, составь стихи.
Необязательно использовать все пары слов, можно также заменять правую часть рифмы на свою, не меняя левой.
Рифмы: град - виноград; ветер - на свете; воздух - потух (петух); погода - полгода; муссон - сон; облака - рука, пока.
Например
ЕРУНДА
Шел вчера сильнейший град,
Осыпался виноград,
Дул свирепый сильный ветер,
Всех ветров сильней на свете.
Вот с моста упал петух,
И в печи огонь потух.
Вот такая-вот погода
Длилась в городе полгода.
А потом подул муссон,
И сморил всех крепкий сон.
Этот ветер облака
К нам принес издалека.
Вот такая ерунда
Получается всегда.
Когда гуляет ветер, я один сижу на свете.
Когда летят облака, машу рукой — пока!
Когда идет град, я ем виноград.
Когда идет муссон, меня тянет в сон.
Да, одна и та же погода у нас уже полгода.
География России 8 класс
«Природная зона» (подсказка)
Назвать природную зону:
1. «Лето короткое, прохладное. В местах, освобождающихся от снега и льда, растут кое-где лишайники» (арктическая пустыня).
2. «Здесь растут колючие кустарники, полынь. Родина кактусов, агав» (тропическая пустыня).
3. «В растительности преобладают дуб, бук, липа, орех» (широколиственные леса).
4. «Почвы черноземные, богатые перегноем и очень плодородные» (степь).
5. «Почвы бурые, растут полынь, саксаул, водятся верблюды, грызуны» (полупустыня и пустыня).
6. «Вечнозеленые леса разнообразны по видовому составу, многоярусны, цветут и плодоносят круглый год» (влажные экваториальные леса).
Характеристикам природы (подсказка)
1. Территория расположена на древней докембрийской платформе. Этим обусловлена главная особенность ее рельефа — равнинность. Складчатый фундамент залегает на различной глубине и выходит на поверхность на Кольском полуострове и в Карелии, а также на правобережье Днепра в его среднем течении.
(Русская (Восточно-Европейская) равнина.)
2. Климат умеренно континентальный. Континентальность нарастает к востоку и юго-востоку. Сильное влияние на климат оказывает Атлантика. С прохождением циклонов связано выпадение осадков. На юге территории, где циклоны проходят редко, осадков выпадает меньше, чем может испариться. Увлажнение недостаточное, летом нередко бывают засухи и суховеи.
(Русская равнина.)
3. Самая длинная и многоводная река Русской равнины, а также всей Европы.
(Волга.)
4. Площадь озера — 17 700 км2. Озеро протянулось с севера на юг на 219 км. Средняя глубина — 51 м. Много островов. Это самое большое озеро Русской равнины.
(Ладожское озеро.)
5. Это равнинные территории, образованные оставшимися после ледника песчаными отложениями. Их почвы — бедные песчаные, на них растут сосновые боры.
(Полесье.)
6. Почвы территории не столь плодородны, как черноземы, однако почвенные и агроклиматические ресурсы позволяют выращивать рожь и ячмень, лен и картофель, овощи и овес, кормовые травы. Лесные и пойменные луга — хорошие сенокосы и пастбища для крупного рогатого скота.
(Нечерноземье.)
7. Горная страна состоит из нескольких параллельных друг другу хребтов, протянувшихся в меридиональном направлении. Главная цепь гор образует водораздел между реками, текущими на Русскую равнину и на Западно-Сибирскую.
(Уральские горы.)
8. На Южном Урале в 1920 г. был создан первый в мире минералогический заповедник. Главная его достопримечательность — огромная коллекция минералов.
(Ильменский заповедник.)
9. Это самое крупное из горных сооружений, окаймляющих с юга Русскую равнину. Природа гор разнообразна. Большая часть региона — это высокие молодые горы.
(Северный Кавказ.)
10. Территория богата разнообразными природными ресурсами. В горах залегают металлические руды, каменный уголь, марганец, редкие металлы. Минеральные источники послужили основой для развития курортного хозяйства. Высокие горы — чудесное место отдыха для горнолыжников.
(Северный Кавказ.)
11. На территории этого региона России расположен один из самых знаменитых курортов страны, отличающийся самой теплой зимой.
(Северный Кавказ, Сочи.)
12. Одна из крупнейших равнин земного шара. Расположена между Уралом и Среднесибирским плоскогорьем. Много озер и болот.
(Западно-Сибирская низменность.)
13. Климат территории континентальный, достаточно суровый. Здесь возрастает влияние Северного Ледовитого океана и зимнего центра высокого давления (азиатского максимума) и ослабевает влияние Атлантики.
(Климат Западной Сибири.)
14. Более 80% территории равнины относится к области избыточного и достаточного увлажнения. Избыточное увлажнение в сочетании с малыми абсолютными и относительными высотами и слабой дренированностью обусловливает очень сильную заболоченность территории.
(Западная Сибирь.)
15. Представления о природных богатствах территории постепенно менялись. В XVI столетии внимание русских промышленников привлекала ценная пушнина. В конце XVIII столетия особенно ценились земельные и кормовые ресурсы степной и лесостепной зон. В начале XX столетия основным богатством считался лес. В середине нашего века – это основной нефтегазоносный район.
(Западная Сибирь.)
16. Все эти столь различные по рельефу и геологическому строению территории объединяют резко континентальный климат, очень суровый и связанные с ним особенности других компонентов природы: повсеместное распространение многолетней мерзлоты, господство лиственничных лесов и таежно-мерзлотных почв.
(Восточная Сибирь.)
17. С многолетней мерзлотой связаны своеобразные формы рельефа — термокарстовые котловины. Они образовались при протаивании мерзлоты. Котловины бывают часто заняты озерами.
(Озера Восточной Сибири.)
18. При большой протяженности территории с севера на юг здесь расположены только три природные зоны: тундровая, лесотундровая и лесная.
( Восточная Сибирь.)
19. На территории района расположены месторождения полезных ископаемых: 70% общероссийских запасов каменного угля, крупные месторождения железа, каменной соли, графита, медно-никелевые руды, алмазы.
(Восточная Сибирь.)
20. Эта река — главная артерия Восточной Сибири. Она начинается в 30 км от западного берега Байкала и несет свои воды на север, в море Лаптевых.
(Река Лена.)
21. На данной территории расположены самые удаленные от океанов горы. Здесь же расположен центр Азии.
(Горы Южной Сибири, центр Азии — Кызыл.)
22. Своеобразием отличается климат межгорных котловин. Здесь зимой холодный воздух застаивается, а летом защищенные хребтами горы хорошо прогреваются.
(Горы Южной Сибири.)
23. Это озеро называют чудом природы во всех отношениях. Удивительная чистота и прозрачность воды, огромная глубина, сказочная красота берегов производят неизгладимое впечатление на каждого, кто видел его однажды.
(Озеро Байкал.)
24. Это край контрастов. Северная часть этой удивительной земли находится за полярным кругом. Здесь почти круглый год лежит снег. Омывающие побережье моря даже летом не полностью освобождаются ото льда. На многие сотни километров тянется тундра. Южная часть края лежит на широте Италии. Здесь лианы и бархатное дерево растут по соседству с северными елями и лиственницами.
(Дальний Восток.)
25. Русский путешественник, исследователь Центральной Азии, Уссурийского края, Почетный член Петербургской Академии наук, генерал-майор.
(Н. М. Пржевальский.)
26. Клокочущие фонтаны пара и горячей воды в чем-то сходны с извержением вулканов. Только в одном районе нашей страны есть долина с такими источниками.
(Долина Гейзеров на Камчатке.)
27. Большое количество осадков выпадает летом в виде ливневых дождей, которые могут продолжаться двое-трое суток. С этим связаны высокие паводки и наводнения. Зимой осадков выпадает мало, мощность снежного покрова невелика.
(Дальний Восток, муссонный климат)
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ «ОСНОВЫ УЧЕНИЯ ОБ ЭВОЛЮЦИИ» (11 КЛАСС)
1) Сходство всех процессов жизнедеятельности у особей одного вида, прежде всего, сходство процессов размножения, относится к критерию:
А – физиологическому Б – генетическому В – морфологическому Г – экологическому
2) Популяция является основной структурной единицей:
А – рода Б – типа В – вида Г – класса
3) Борьбу за существование, наследственную изменчивость и естественный отбор можно назвать: А – доказательствами эволюции Б – направлениями эволюции
В – результатами эволюции Г – движущими факторами эволюции
4) Стабилизирующий отбор может осуществляться в:
А – в постоянных и изменяющихся условиях внешней среды
Б – только в постоянных условиях среды обитания
В – в постоянно изменяющихся условиях внешней среды
Г – в экстремальных условиях среды обитания
5) Прерывание потоков генов между изолятами, с одной стороны, и действие естественного отбора – с другой, приводит к видообразованию:
А – симпатрическому Б – экологическому В – внезапнову Г – аллопатрическому
6) Прямым доказательством эволюции являются:
А – сравнительно-анатомические Б – палеонтологические
В – эмбриологические Г – биогеографические
7) Эволюционные изменения, не являющиеся узкими приспособлениями к резко выраженным условиям существования, приводящие к общему подъему организации, увеличению интенсивности процессов жизнедеятельности, называются:
А – биологическим прогрессом Б – идиоадаптацией В - ароморфозом Г – дегенерацией
8) Возникновение на Земле класса млекопитающих относится к такому направлению эволюции, как:
А – идиоадаптации Б – коэволюции В – дивергенции Г – ароморфозу
9) Какие из перечисленных пар организмов могут служить примером конвергенции:
А – сумчатый и полярный волк Б – бурый медведь и медведь гризли
В – крот и землеройка Г - полярная сова и ушастая сова
10) Дивергенция проявляется в:
А – схождении признаков в процессе микроэволюции
Б – расхождении признаков в процессе эволюции
В – объединении нескольких популяций в более крупную
Г – образовании нескольких групп внутри одной популяции
11) Первым ученым, обосновавшим идею эволюции, был:
А – М. В. ломоносов Б- К. Линней В – Ж. Б. Ламарк Г – Ч. Дарвин
12) К одному из результатов эволюции относится:
А – борьба за существование Б – естественный отбор
В – изменчивость организмов Г – многообразие видов
13) Единицей эволюции является:
А – организм Б – популяция В – особь Г – вид
14) Увеличение численности вида, расширение ареала, ускорение видообразования представляет собой:
А – ароморфоз Б – биологический регресс В – идиоадаптацию Г – биологический прогресс
Обобщающий урок по теме «Беспозвоночные животные» (7 класс)
А. Тестовые задания. Выбрать один ответ из четырех.
1. Лучевая симметрия впервые появляется у:
а) стеклянных губок;
б) известковых губок;
в) обыкновенных губок;
г) кишечнополостных.
2. В первые нервные клетки появляются у:
а) губок;
б) простейших;
в) кишечнополостных;
г) червей.
3. Регенерация – это способность животного:
а) размножаться;
б) восстанавливать поврежденные или утраченные части своего тела;
в) воспроизводить себе подобных;
г) к почкованию.
4.Отличительной особенностью кишечнополостных в сравнении с другими беспозвоночными является:
а) возникновение полового размножения;
б) появление тканий;
в) возникновение бесполого размножения;
г) питание готовыми органическими веществами.
5. Впервые пищеварительная система появляется у:
а) кишечнополостных;
б) плоских червей;
в) круглых червей; г) кольчатых червей.
6. Впервые кровеносная система появляется у:
а) кишечнополостных;
б) плоских червей;
в) круглых червей;
г) кольчатых червей.
7. Органы движения параподии появляются у:
а) губок;
б) плоских червей;
в) круглых червей;
г) кольчатых червей.
8. Отличительными особенностями червей в сравнении с другими беспозвоночными не считается появление:
а) систем органов;
б) органов движения;
в) полового размножения;
г) нервной системы узлового типа.
9. К признакам приспособленности червей к паразитическому образу жизни не относится:
а) развитие со сменой хозяев;
б) утрата органов пищеварения;
в) развитие половой системы;
г) появление полости тела.
10. К моллюскам не относятся:
А) головоногие; б) брюхоногие;
В) двустворчатые; Г) пиявки.
11. К признакам высокой организации головоногих по сравнению с другими моллюсками относится:
а) реактивное движение;
б) преобразование ноги в щупальца;
в) нервная система;
г) чернильный мешок.
12. Впервые наружный скелет появляется у:
а) губок;
б) иглокожих;
в) моллюсков;
г) членистоногих.
13. К признакам высокой организации членистоногих не относится:
а) двусторонняя симметрия тела;
б) хитиновый покров;
в) членистые конечности;
г) поведение.
14. К классу насекомых не относятся:
а) равнокрылые;
б) перепончатокрылые;
в) чешуекрылые;
г) скорпионы.
15. Общественные насекомые – это:
а) жуки, клопы;
б) пчелы, муравьи;
в) вши, тараканы;
г) бабочки, стрекозы.
16. К признакам более высокой организации насекомых по сравнению с другими членистоногими не относится:
а) развитие нервной системы;
б) развитие органов чувств
в) сложное поведение;
г) развитие кровеносной системы.
17. К особенностям насекомых, позволившим им освоить все среды обитания, не относятся:
а) типы ротового аппарата;
б) разные типы конечностей;
в) разные типы развития;
г) наличие хитинового покрова.
18. Признаком приспособленности насекомых к среде обитания не является:
а) окраска тела;
б) разные типы конечностей;
в) развитие нервной системы;
г) использование разных типов пищи.
19. Инстинкт – это:
а) ответная реакция организма на различные раздражители;
б) последовательная цепь врожденных ответных реакций на различные раздражители;
в) последовательная цепь приобретенных в течение жизни реакций на различные раздражители;
г) ответная реакция организма на световые и звуковые раздражители
Б. Тестовые задания. Из перечисленных признаков выбрать те, которые характерны для типов плоских, круглых, кольчатых червей:
1) двусторонняя симметрия;
2) внутренняя полость заполнена жидкостью;
3) внутренняя полость тела отсутствует;
4) внутренняя полость разделена на сегменты;
5) нервная система представлена окологлоточным кольцом и брюшной нервной цепочкой;
6) нервная система представлена головным нервным узлом, от которого отходят два ствола;
7) нервная система представлена глоточным нервным кольцом, от которого отходят парные нервные стволы;
8) представители класса в основном разнополые;
9) среди представителей класса имеются раздельнополые и гермафродиты.
В. Тестовые задания. Из перечисленных признаков выбрать те, которые характеризуют классы брюхоногих, двустворчатых, головоногих моллюсков:
1) тело подразделено на голову, туловище, ногу;
2) тело подразделено на туловище, ногу;
3) нога преобразована в щупальца;
4)тело большинства моллюсков лишено наружной раковины;
5) раковина цельная, часто ассиметричная;
6)раковина состоит из двух створок;
7) промежуточные хозяева плоских паразитических червей;
8) образуют большие скопления – банки;
9) способны к реактивному движению.
Г. Тестовые задания. Из перечисленных признаков выбрать те, которые характеризуют классы ракообразных, паукообразных, насекомых:
1) наружный хитиновый покров;
2) отделы тела часто образуют головогрудь;
3) тело разделено на голову, грудь, брюшко;
4) четыре пары ходильных ног;
5) три пары ног;
6) преимущественно наземные виды;
7) обитание преимущественно в воде;
8) использование всех сред обитания;
9) глаза простые или сложные, способные воспринимать ультрафиолетовую часть спектра;
10) сложные глаза, состоящие из простых глазков;
11) дыхание всей поверхностью или жабрами;
12) дыхание при помощи трахей и легких;
13) органы дыхания наземных форм – листовидные легкие.
Биология 7 класс. Тема. Хордовые. Класс Млекопитающие. Тест
1. Млекопитающие населяют сушу, моря, пресные водоемы и дышат при помощи:
А — кожи или легких Б — кожи В — легких или жабр Г — легких
2. Конечности у млекопитающих в отличие от пресмыкающихся расположены:
А — по бокам тела B — под туловищем
В — у одних — по бокам тела, у других — под туловищем
3. Для млекопитающих характерны зубы: А — все конической формы
Б — только коренные В — только клыки Г — резцы, клыки и коренные
4. К особенностям размножения млекопитающих относят:
A — развитие плода в матке Б — наличие половых клеток
B — вскармливание детеныша молоком Г — внутреннее оплодотворение
5. Образование условных рефлексов связано с развитием:
А — мозжечка Б — коры больших полушарий
В — продолговатого мозга Г - промежуточного мозга
6. К насекомоядным млекопитающим относят:
A — бурозубок Б — землероек В — тюленей Г — китов
7. Морские звери приспособлены к жизни в воде:
А — дышат при помощи жабр Б — конечности превратились в ласты
В — имеют волосяной покров Г — рыбообразная форма тела
8. К отряду парнокопытных относят:
А — зебру Б — оленя В — тигра Г — кенгуру
9. Приматы — наиболее высокоорганизованные животные, так как:
А — живут стадами Б — могут быстро передвигаться
В — имеют высокоразвитый головной мозг Г — способны применять простейшие орудия
10. К экологической группе наземных млекопитающих относят:
А — грызунов Б — непарнокопытных В — рукокрылых Г — ластоногих
11. Представители отряда сумчатых могут входить в состав:
А — разных экологических групп
Б — только одной экологической группы
В — экологической группы летающих млекопитающих
Г — экологической группы хищных сумчатых
12. Эхолокация развита у:
А - зубатых китов Б - мышевидных грызунов В - летучих мышей Г - ушастых тюленей
13. Какие из перечисленных признаков характеризуют наиболее высокоорганизованных хордовых животных: кожа покрыта чешуей, развит волосяной покров, есть диафрагма, холоднокровные, есть молочные железы, развита кора больших полушарий, сердце трехкамерное, есть плацента, внутреннее оплодотворение.
14. Почему в жару собака высовывает язык, а лошадь даже после быстрого бега – нет?
15. Какое значение в жизни некоторых теплокровных имеет зимняя спячка?
16. Дайте систематическое положение животному – белка обыкновенная.
17. К какому отряду или семейству относится животное: горилла, лошадь, суслик, кролик, кенгуру, еж, дельфин, морж, слон, медведь, лев, норка.
18. В сказке «Конек-горбунок» есть фраза «Чудо-юдо рыба-кит». Что не верно в этой фразе с точки зрения биологии?
19. Сумчатое яйцекладущее…..
20. Домашнее зайцеобразное….
21. Самое крупное млекопитающее….
22. Сколько шейных позвонков у жирафа…..
23. Дикая полосатая лошадь….
24. Сумчатый медведь….
25. Вымершее млекопитающее из отряда хоботных….
26. Группа волков, во главе которой стоит старый вожак….
География 7 класс. Обобщающий урок. Южная Америка. Тест
1. Выберите полное соответствие
А) Патагония - природная область на юге Чили – влажные субтропики – чай, цитрусовые – компактное проживание народов кечуа
Б) Междуречье – часть Ла-Платской низменности в Бразилии – саванна – пастбищное мясо-шерстное овцеводство
В) Кампос – природный район в центре Бразилии – саванна – пастбищное животноводство – крупный рогатый скот и овцы
Г) Анхель – водопад в Южной Америке – север Бразильского плоскогорья – Венесуэла
2. Правильны ли утверждения:
А) высочайшая и наименьшая абсолютные отметки на суше расположены на одном материке
Б) гора Аконкагуа – высочайшая на суше в южном полушарии
В) высочайшая точка западного полушария на суше находится в Аргентине
Г) второе по глубине озеро мира находится на границе Перу и Боливии
Д) площадь бассейна р. Амазонки больше площади Гренландии
3. Назовите то государство из списка, которое отвечает следующим характеристикам: большая часть территории расположена на древней платформе; у крупных рек чаще более крутыми являются левые берега; расположено в пределах трех климатических поясов; среди равнинных природных зон есть степи и полупустыни; среди млекопитающих встречаются броненосцы.
(Мексика, Судан, Австралия, Аргентина, Чили, Уругвай, Россия, Бразилия)
4. Устье какой великой реки находится точно на экваторе?
5. Самое сухое место пустыня…
6. Шерсть этого животного иногда покрывается мхом.
7. Растения, родиной которых является Южная Америка.
8. Люди, рожденные в результате смешения европеоидной и экваториальной рас.
9. Хищная рыба бассейна Амазонки. Кровожадностью и агрессивностью эти рыбы превосходят акул.
10. Кто такой? Что такое? (Аконкагуа, Веспуччи, сельва, Ориноко, инки, пампа, ягуар, Горн, метис, патагония, самбо.
11.Наивысший уровень воды в реке Амазонке наблюдается, когда лето наступает:
А) в северном полушарии Б) в южном полушарии
12. Богатейший видовой состав растительности влажных экваториальных лесов объясняется:
А) постоянством климатических условий Б) положением материка в южном полушарии
В) большим количеством тепла и влаги в течение года
13. На большую часть территории Южной Америки влага приносится с океана:
А) Тихого Б) Атлантического В) Индийского
14. Место поднятия фундамента Южноамериканской платформы в рельефе соответствует:
А) Бразильскому плоскогорью Б) Амазонской низменности
15. Большую часть Бразильского нагорья занимает:
А) льянос Б) кампос В) сельва
16.Назовите восемь рекордсменов мира на материке.
География 9 класс. Межотраслевые комплексы России (обобщающий урок)
Задание 1. Выберите правильные варианты ответа.
Вопросы
|
Ответы
|
1. Выделите экономические районы России, в которых находятся месторождения железной руды
|
а) Центрально-Черноземный; б) Волго-Вятский; в) Северный; г) Восточно-Сибирский; д) Уральский
|
2. Укажите месторождения каменного угля
|
а) Качканарское; б) Оренбургское; в) Воркутинское
|
3. Назовите экономические районы России, в которых развита цветная металлургия
|
а) Северный; б) Центральный; в) Уральский; г) Северо-Западный
|
4. Выберите крупнейшую ГЭС в России
|
а) Саяно-Шушенская; б) Красноярская; в) Братская; г) Волжская им. XX съезда КПСС
|
5. Какие отрасли машиностроения размещаются в районах с развитой металлургией?
|
а) приборостроение; б) тяжелое машиностроение; в) электронное машиностроение; г) все названные отрасли
|
6. Выделите центр производства азотных удобрений
|
а) Владивосток; б) Кемерово; в) Барнаул; г) Братск
|
7. Укажите экономические районы, сельское хозяйство которых специализируется на льноводстве |
а) Центральный; б) Поволжский; в) Северо-Западный; г) Северный; д) Уральский |
8. Укажите экономические районы, в которых выращивается рис |
а) Центральный; б) Северный Кавказ; в) Поволжье; г) Дальний Восток; д) Волго-Вятский |
9. Выделите города, через которые проходит Транссибирская железнодорожная магистраль |
а) Челябинск; б) Тюмень; в) Новосибирск; г) Новокузнецк; д) Красноярск; е) Благовещенск; ж) Улан-Удэ; з) Уфа; и) Самара; к) Хабаровск |
10. Укажите морские порты, через которые проходит Северный морской путь
|
а) Архангельск; б) Выборг; в) Мурманск; г) Петрозаводск; д) Салехард; е) Дудинка; ж) Игарка; з) Якутск; и) Владивосток; к) Находка |
Задание №2. Выберите номер, под которым дано определение, соответствующее данному термину
1. Территориальная структура хозяйства
|
а) деление России на экономические районы; б) деление России на экономические зоны; в) сочетание, взаимосвязи и взаиморасположение районов, узлов и центров; г) хозяйственные пропорции между различными частями страны |
2. Межотраслевой комплекс а) совокупность отраслей, имеющих тесные связи;
|
а) совокупность отраслей, имеющих тесные связи; б) отрасли, продукция которых взаимозаменяема; в) группа взаимосвязанных отраслей, выполняющих определенную хозяйственную задачу; г) группа отраслей, потребляющих однородную продукцию |
3. Отраслевая структура хозяйства
|
а) набор отраслей, из которых состоит хозяйство; б) пропорции между отдельными отраслями хозяйства; в) взаимосвязи между отраслями хозяйства; г) состав, соотношение и связи между отраслями хозяйства
|
4. Кооперация
|
а) создание кооперативов в различных отраслях хозяйства; б) совместное использование одного месторождения сырья разными предприятиями; в) процесс территориального сближения взаимосвязанных предприятий; г) объединение специализированных предприятий для выпуска готовой продукции
|
5. Отрасль хозяйства
|
а) совокупность предприятий, расположенных в одном экономическом районе страны; б) совокупность предприятий, однородных по производимой продукции, составу используемого сырья, технологии производства; в) совокупность предприятий, использующих сходное сырье; г) совокупность предприятий, сходных по квалификации используемых на них трудовых ресурсов
|
6. Специализация
|
1) подготовка специалистов для какой-либо отрасли хозяйства; 2) изготовление на предприятии одного продукта, его частей или деталей; 3) использование предприятием специально подготовленного сырья; |
7. Комбинирование
|
4) потребление предприятием специально для него произведенной продукции
1) обмен различных предприятий своей продукцией; 2} выпуск на одном предприятии разнообразной продукции; 3) расположение нескольких предприятий на небольшой площадке; 4) объединение на одном предприятии нескольких технологически и экономически связанных между собой производств различных отраслей
|
8. Топливно-энергетический баланс |
1) сумма добычи всех видов топлива; 2) расход всех видов топлива; 3) отношение запасов топливно-энергетических ресурсов к их потреблению; 4) соотношение добычи и расхода разных видов топлива и выработанной энергии
|
Задание №3 Из предложенных ответов выберите один правильный
1. Какой из бассейнов является старым буроугольным бассейном с очень высокой себестоимостью добычи угля?
2. В каком из бассейнов добывается бурый уголь низкого качества, но себестоимость добычи самая низкая? ___ __
3. Почему себестоимость добычи угля в Канско-Ачинском бассейне самая низкая среди других угольных бассейнов?
4. Какие отрасли машиностроения размещаются в районах потребления их продукции?
5. Какие отрасли машиностроения размещаются в районах с развитой металлургией?
6. Почему большинство Машиностроительных предприятий расположено в крупных городах?
7. Почему много предприятий тяжелого машиностроения расположено на Урале?
8. В каком из утверждений говорится о концентрации производства?
9. Месторождения алюминиевых руд расположены
10. Месторождения алюминиевых руд расположены
11. Чем объясняется размещение в Липецке крупного центра черной металлургии?
12. Почему в Норильске водится крупнейший медно-никелевый комбинат?
13. Почему в Братске создан крупнейший алюминиевый комбинат?
14. Размещение каких отелей химии ориентируется на запасы сырья?
15. Почему в Соликамске находится крупное производство калийных удобрений?
16. Почему в Центрально-Черноземном районе находится крупные производства фосфорных удобрений?
17. Почему в Волгограде находится крупное производство химии органического синтеза?
18. Какой фактор, кроме наличия сырья, имеет большое значение для размещения лесной промышленности (лесозаготовки)?
19. Какой фактор, кроме наличия сырья, имеет большое значение для размещения целлюлозно-бумажной промышленности?
20. Что, кроме наличия леса, определило развитие на Севере европейской части страны лесной промышленности?
21. Какой фактор, кроме наличия сырья, определил создание в Братске крупнейшего лесопромышленного комплекса?
22. Чем сельское хозяйство отличается от других отраслей материального производства?
23. Какие факторы оказывают влияние на сельскохозяйственную специализацию территории?
24. Почему сахарная промышленность развита в основном в Центрально-Черноземном районе и на Северном Кавказе?
25. Какой фактор имеет большое значение для размещения предприятий легкой (текстильной) промышленности?
26. Почему главный район текстильной промышленности находится в Центральной России?
27. Размещение каких отраслей ориентируется на источники сырья?
28. Какой вид транспорта имеет наибольший грузооборот?
29. Какой вид транспорта охватывает практически всю территорию страны?
30. Какой вид транспорта играет основную роль в перевозках грузов в северных районах Сибири? |
а) Печорский; б) Подмосковный; в) Канско-Ачинский; г) Южно-Якутский а) Печорский; б) Подмосковный; в) Канско-Ачинский; г) Южно-Якутский а) здесь добывается уголь очень высокого качества; б) добыча ведется только открытым способом; в) бассейн обладает самыми большими запасами угля; г) бассейн занимает первое место по объему добычи а) автомобилестроение; б) приборостроение; в) сельскохозяйственное машиностроение; г) электронное машиностроение а) приборостроение; б) тяжелое машиностроение; в) электронное машиностроение; г) все названные отрасли а) в них находится научно-конструкторская база отрасли; б) в них сосредоточены квалифицированные рабочие кадры; в) через них проходят крупные транспортные магистрали; г) по всем названным причинам а) там находятся потребители продукции отрасли; б) там достаточно квалифицированных рабочих кадров; в) там производится много металла, необходимого предприятиям отрасли; г) по всем названным выше причинам 1) грузовые и легковые автомобили - основная продукция, выпускаемая на Горьковском автозаводе; 2) моторы, электрооборудование и многие другие детали автозавод получает от многочисленных предприятий-смежников; 3) литейный цех ГАЗа производит заготовки для металлообрабатывающих цехов и использует в качестве сырья их отходы; 4) производство грузовых автомобилей в России сосредоточено на нескольких крупных заводах 1) в Ленинградской области; 2) на Урале; 3) на юге Сибири; 4) во всех названных районах 1) в Московской области; 2) на Кольском полуострове; 3) на Дальнем Востоке; 4) во всех названных районах 1) здесь имеются крупные запасы руды; 2) здесь имеются крупные запасы угля; 3) здесь имеются крупные водные 4) всеми названными причинами 1) здесь имеются крупные запасы руды; 2) здесь имеются крупные запасы угля; 3) здесь имеется крупная ГЭС; 4) по всем названным причинам 1) здесь имеются крупные запасы руды; 2) здесь имеются крупные запасы угля; 3) здесь имеется крупная ГЭС; 4) по всем названным причинам 1) производство серной кислоты; 2) производство калийных удобрений; 3) производство изделий из пластмасс; 4) все названные производства 1) здесь имеются крупные запасы сырья; 2) здесь имеются крупные запасы леса; 3) здесь находятся потребители его продукции; 4) по всем названным выше причинам 1) здесь имеются крупные запасы сырья; 2) здесь имеются крупные запасы воды; 3) здесь находятся потребители его продукции; 4) по всем названным причинам 1) здесь имеются крупные запасы сырья; 2) здесь имеются крупные запасы воды; 3) здесь имеется источник дешевой электроэнергии; 4) по всем названным причинам 1) водный; 2) топливный; 3) транспортный; 4) все названные факторы 1) электроэнергетический; 2) водный; 3) транспортный; 4) все названные факторы 1) выгодное ЭГП; 2) наличие крупных ГЭС; 3) наличие трудовых ресурсов; 4) все названные факторы 1) наличие потребителей его продукции; 2) наличие крупного водохранилища с ГЭС; 3) благоприятная экологическая ситуация; 4) все названные факторы 1) тесными связями с другими отраслями хозяйства; 2) сезонностью производства; 3) сложным отраслевым составом; 4) неравномерным размещением по территории страны 1) особенности климата и плодородия почв; 2) особенности естественной кормовой базы; 3) близость потребителей продукции; 4) все названные факторы 1) здесь находятся основные посевы сахарной свеклы; 2) здесь находятся основные районы свиноводства, использующего отходы отрасли в качестве кормов; 3) здесь находятся основные потребители продукции отрасли; 4) по всем названным причинам 1) сырьевой; 2) потребительский; 3) трудовых ресурсов; 4) все названные причины 1) здесь имеются источники сырья для отрасли; 2) здесь имеются квалифицированные кадры для отрасли; 3) здесь находятся основные потребители продукции отрасли; 4) по всем названным причинам 1) консервная; 2) кондитерская; 3) швейная; 4) все названные производства 1) автомобильный; 2) железнодорожный; 3) воздушный; 4) морской 1) автомобильный; 2) железнодорожный; 3) воздушный; 4) морской 1) автомобильный; 2) железнодорожный; 3) воздушный; 4) морской |
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутить подписчиков в вк
По вашему желанию памятники минск по низкой цене.