Уроки
«Путешествие по Северной Америке» (география,7 класс)
Задачи
1.Обеспечить повторение знаний о физико-географическом положении материка, положении географических объектов на карте, об определении географических координат.
2. Развивать память, воображение, устанавливать причинно-следственные связи.
3.Воспитывать умение удивляться и смотреть на знакомые тела и явления природы по-новому, умение видеть прекрасное и удивительное вокруг себя.
Оборудование:
1) Физическая карта мира
2) Атласы
3) Оборудование для опытов
4) Опорные конспекты:
а) «Гейзер»
б) «Долина Смерти»
5) Таблицы
6) Карточки
7) Видеофильмы:
а) «Ниагарский водопад»
б) «Смерч»
Ход урока.
1) Ребята, сегодня на уроке мы с вами совершим увлекательное путешествие по материку Северная Америка. Во время этого путешествия вы повторите то, что вам известно и, может быть, откроете для себя что-то новое, интересное и необычное.
Вы узнаете и увидите много удивительных мест на материке. Сами постараетесь объяснить те явления природы, свидетелями которых окажитесь. И даже будете наблюдать некоторые из них.
Совершать путешествие мы будем с вами по маршруту, который скоро откроется перед вами. Путешествуя, будьте внимательными.
В этом путешествии нас будут сопровождать экскурсоводы.
Готовы? Поехали!
2) Прежде чем мы сделаем первую остановку, давайте вспомним, а где расположен материк, по которому мы будем с вами путешествовать, каковы особенности его физико-географического положения? Но мы не просто вспомним об этом, а сравним черты физико-географического положения Северной Америки с положением Южной Америки.
У каждого из вас на парте лежит карточка. Используя её, назовите отличительные черты физико-географического положения Северной Америки от Южной.
Карточка
а) Южную Америку пересекает……….., а Северную нет.
б) Северная Америка омывается………..,………. ……….,………океанами, а Южная…………и…………
в) Через Северную Америку проходят…….. …….. …..и ……… ……..,а через Южную……… ……… и ……….
г) К Северной Америке ближе материки………. и …….. …….., а к Южной ………. …….. и ………..
д) Основная часть……….. Америки расположена между тропиком и полярным кругом, а……… Америка – между Карибским морем и тропиком.
Хорошо, ребята, вы справились с заданием, и я думаю, мы с вами не заблудимся и можем сделать первую остановку в нашем путешествии.
3)На маршрутном листе один из учеников открывает первую остановку.
« АЛЯСКА. ВУЛКАН КАТМАЙ»
- Ребята, как вы думаете, чем привлекательно это место?
( Аляска- это самый большой североамериканский штат. Здесь вообще много самого большого на материке: самые высокие горы, самая длинная и холодная зима, самые большие медведи, которые любят охотиться на лососевых рыб.)
- По названию остановки мы видим, что на Аляске расположен вулкан Катмай. А какой это вулкан? ( Действующий - работа с картой).
- А как вы думаете, много действующих вулканов в Кордильерах? Давайте, объясним эту особенность.
- Ребята, а вы хотите сами быть свидетелями извержения вулкана?
---Опыт «Вулкан».
4) Продолжаем наше путешествие. Где сейчас мы сделаем остановку? Чтобы узнать об этом, мы используем элементы игры « Поле чудес».
|
|
|
|
|
|
Это чудо природы расположено в национальном парке, который был создан первым в мире в 1872 году (гейзер).
(работа в парах)
Как называется национальный парк, в котором очень много гейзеров? (Йеллоустонский). Открываем название следующей остановки.
«ЙЕЛЛОУСТОНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК»
- Ребята, а как фонтанируют гейзеры?
- Давайте, объясним, почему большинство гейзеров фонтанирует через определённые промежутки времени – « по расписанию».
- Дадим слово ЭКСКУРСОВОДУ.
Йеллоустонский парк назван столицей туризма, жемчужиной Америки. Он известен разнообразием животного мира. В нём можно встретить медведей, бизонов, оленей, ланей, лисиц, койотов. На небольшой площади парка 1000 горячих источников, из них много гейзеров. Некоторые из них выбрасывают за один только раз около 8 тыс. т воды на высоту до 100 м. Действуют гейзеры со строгой периодичностью; промежуток между извержениями длится от нескольких лет до нескольких минут.
5)Продолжаем наше путешествие (включаем отрывок из видеофильма). Ребята, о каком уголке природы шла речь в этих кадрах? (О Ниагарском водопаде).
Значит наша следующая остановка «НИАГАРСКИЙ ВОДОПАД».
Что интересного вы узнали об этом водопаде? ( Высота 50 м. Ровный и очень сильный гул слышен на 20 км вокруг. Индейцы называли водопад «Большой шум».)
А сейчас ЭКСКУРСОВОД раскроет нам одну из страниц жизни этого водопада.
Мало кто знает, что более 100 лет назад водопад останавливался почти на 30 часов. Ночью 29 марта 1848 года жители городка Ниагара-Фолс проснулись от необычной тишины. Прекратился рёв гигантского водопада. Оказывается, сильный ветер сдвинул лёд на озере Эри, и тонны льда забили сток реки.
-Ребята, Ниагарский водопад в настоящее время взывает о помощи. Почему? Кто ему поможет?
6) Ну а нам пора в путь. Продолжаем наше путешествие. (Физкультминутка).
Следующая остановка имеет такие географические координаты: 42 градуса с. ш. и 113 градусов з.д. Давайте, определим, о каком уголке природы Северной Америки идёт речь.
«БОЛЬШОЕ СОЛЁНОЕ ОЗЕРО»
- Ребята, как вы думаете, каким образом оно появилось здесь в горах, среди горных хребтов и плато?
- А почему оно солёное?
-Давайте послушаем ЭКСКУРСОВОДА
Глубина Большого Солёного озера 15 м., вода солёная – в 7-8 раз превышает солёность океана – и такая плотная, что человек может лежать на её поверхности без всякого движения. Озеро это безжизненно. В его водах нет рыб, а на плоских песчаных берегах лишь кое-где растут солянки (показать гербарий солянки).
- Ребята, а какая средняя солёность вод Мирового океана? (35%).
Задача.
Определить солёность Большого Солёного озера. – (35 х 8 = 280%)
Опыт. Как ведут себя тела в солёной и пресной воде? Определим, где какое «озеро». ( Два стакана с водой: в одном пресная, а в другом солёная; два кусочка сырого картофеля.)
7) Следующее уникальное место, где мы с вами сделаем остановку, это ……
«ДОЛИНА СМЕРТИ» (индейцы племени шошонов называли этот край « Горячая земля»).
- Ребята, давайте попробуем объяснить, почему Долина Смерти получила такое грозное название.
Чтобы объяснить это, вы должны выполнить задание. Перед вами ряд признаков – это температура января и июля, температура почвы, осадки.
Игра «Ромашка»
Выберите те лепестки-признаки, которые, по-вашему, мнению будут характерными для этого уголка природы
t я = - 14 О = 100 – 250 t почвы = + 94
Долина t и = + 24 t я = + 8 О = 500 - 600
Смерти t почвы = +30 t и = + 57
- Почему ваш выбор пал на эти лепестки-признаки?
-А что интересного о Долине Смерти может рассказать ЭКСКУРСОВОД.
Дождевые капли испаряются в воздухе, на руках подгорают волосы. Человек теряет в час один литр воды. Это быстро ведёт к обезвоживанию организма. С июля по октябрь мухи не летают, а ползают – боясь опалить крылья, ящерицы переворачиваются на спину, чтобы охладить обожженные лапки, температура почвы достигает +94 градуса
8) И последняя, ребята, остановка в нашем путешествии (включаем отрывок из видеофильма).
-Ребята, какое грозное явление природы вы увидели в этих кадрах?
«СМЕРЧ ТОРНАДО»
-Почему такие смерчи называют грозными явлениями природы?
- Причины возникновения ураганов пока ещё до конца не ясны, однако полагают, что толчком к их развитию может послужить область необычайно низкого давления, формирующаяся в результате перемещения летом тропической воздушной массы с юга на север.
Резкое падение давления у поверхности Земли вызывает сильные ветры, и воздух начинает засасывать в центр области низкого давления.
Но, к счастью, торнадо случаются не так часто и «живут» большей частью непродолжительное время.
9) Вот и закончился наш маршрут. А значит и путешествие подходит к концу.
- И так, ребята, где же сегодня мы с вами побывали, путешествуя по Северной Америке?
- Что нового и интересного вы узнали из этого путешествия?
10) А знаете, удивительна природа не только в Америке, Африке, Австралии. Она не менее прекрасна и в нашей стране. Много уникального вы можете увидеть и в природе нашего края (фотовыставка интересных мест нашего края).
-Но, ребята, природа материков в настоящее время очень сильно изменена человеком. Хотя человек сам является частью природы, и поскольку они тесно взаимосвязаны, то загрязнение и разрушение приобретают повсеместный характер.
Стихотворение. Леонид Мартынов. « Голос природы».
Слышу я природы голос,
Порывающийся крикнуть,
Как и с кем, она боролась,
Чтоб из хаоса возникнуть.
Может быть, и не во имя
Обязательно нас с вами,
Но, чтоб стали мы живыми,
Мыслящими существами.
И твердит Природы голос:
«В вашей власти, в вашей власти.
Чтобы всё не раскололось
На бессмысленные части!»
11)Ребята, думаю, что каждый из вас постарается охранять природу, сохранять её богатства и всегда будет бережно к ней относиться.
12) А сейчас я хочу поблагодарить всех вас за активное участие в нашем с вами путешествии. И вы мне ещё немного поможете. Скажите, кого вы можете назвать самыми активными путешественниками (оценки за урок).
Тема «Атмосфера» (география, 6 класс)
Здравствуйте, ребята! Начнем сегодняшний урок с загадок.
ЗАГАДКИ
а) Без рук, без ног, а двери открывает (ветер)
б) Меня часто просят, ждут, а только появлюсь, все прятаться начнут (дождь)
в) Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали, а пришли искать их днем, ищем – не найдем (роса)
г) Серое сукно тянется в окно (пар)
д) На дворе горой, а в избе водой (снег)
- Ребята, с какой темой связаны все эти загадки («Атмосфера»)
А что такое атмосфера?
- Верно. Итак, тема нашего урока «АТМОСФЕРА»
Тема “АТМОСФЕРА”
- ЦЕЛЬ: Сегодня на уроке мы повторим основные понятия по теме “Атмосфера”. Практически закрепим умения в определении амплитуды суточного колебания температуры, в определении географических объектов по изменению с высотой давления и температуры. Назовем главные причины изменения погоды, образования ветра, причины загрязнения воздуха и меры по охране его чистоты.
Ребята, будьте внимательными, активно включайтесь в работу.
- За каждый правильный ответ вы получите жетон. В конце урока будут подведены итоги, и работа каждого будет оценена.
I. ЗАДАНИЕ: Вычеркните лишнее слово из строки (все слова в строке объединены логической связью, а одно выпадает)
а) дождь, град, бриз, иней, снег;
б) муссон, бриз, дождь, ветер;
(какое слово в цепочке будет лишнее, и объясните почему)
II.ЗАДАНИЕ: цифровой диктант
- (Перед вами ряд понятий и даны их определения. Найдите соответствующие пары, т.е. какому понятию соответствует данное определение, и поставьте против понятия нужную цифру)
Понятие Цифра
Ветер 2
Осадки 5
Климат 7
Облака 1
Воздушная масса 4
Туман 6
Этот термин написать на доске
1) Скопление водяных паров в нижних слоях атмосферы?
2) Движение воздуха в горизонтальном положении?
3) Состояние тропосферы в данный момент и в данное время?
4) Подвижные части тропосферы, отличающиеся друг от друга своими свойствами: t, влажностью, прозрачностью?
5) Влага, которая выпадает из атмосферы на земную поверхность
6) Сгущение водяных паров на различной высоте над земной поверхностью?
7) Многолетний режим погоды, характерный для какой-либо местности?
- В данном перечне, ребята, давайте, обратим еще раз внимание на понятие “погода”.
- Еще раз вспомним, что называют погодой?
(Погодой называют состояние тропосферы в данном месте и в данном момент или за какой-либо промежуток времени)
- А погода, ребята, изменяется или она всегда постоянна?
( Она изменяется и в различных местах земной поверхности погода различна)
- При помощи чего наблюдают за состоянием погоды?
( С помощью приборов)
- Приборы, ребята, изобрели относительно недавно, а как наши древние предки предсказывали погоду?
(Наши далекие предки предсказывали погоду, основываясь на народную мудрость, на различные приметы)
- Многими из этих примет мы пользуемся и сейчас. Приведем некоторые из них
*** ***
а) Низко ласточки летают – б) Дым из труб и от костра
О дожде предупреждают; Кверху поднимается-
А летают высоко – Значит, ясная погода
Значит дождик далеко. Завтра ожидается.
*** ***
в) Если больше, чем обычно, г) С неба солнце светит ярко,
Над цветами вьется пчел, Верба ранняя цветет,
Нужно будет опасаться, Прилетели трясогузки-
Как бы дождик не пошел. Скоро будет ледоход.
*** ***
д) Если солнце село в тучи, е) Кукушки стали куковать -
Словно зарево закат, Морозам больше не бывать.
“Завтра будет сильный ветер”,- Цветы черемухи цветут -
Старожилы говорят. Похолоданье тут как тут.
- Ребята, а какие основные элементы погоды вы знаете?
(Температура, влажность, атмосфера, давление)
- С этими элементами погоды мы знакомы. Знания о них помогут вам выполнить следующее задание.
III.ЗАДАНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО БЛОКА
Задание №1
- Эта задача предусматривает набор ответов к одному вопросу, среди которых один или несколько окажутся правильными.
(Правильный ответ подчеркните)
Задание №2
- Вспомнив цифру, характеризующую нормальное атмосферное давление, решите задачу
(Ответ впишите (200мм. рт. ст.))
Задания №3, №4
- А сейчас, ребята, вы готовы выполнить работу на тренажерах №3 и №4, где вы закрепите знания о том, как меняется давление с изменением высоты, и определите суточную амплитуду колебаний температуры.
- Но в начале давайте повторим:
а) Как изменяется давление с изменением высоты?
б) Как вычислить суточную амплитуду колебаний температур?
- Выполняем работу.
IV.Ребята, мы знаем, что погода изменяется. А какие первые вестники предстоящей смены погоды вы знаете?
(Изменение атмосферного давления и ветра)
- Что называют ветром?
(Движение воздуха в горизонтальном направлении)
- А какой прибор используется для измерения направления и силы ветра?
(Флюгер)
- Ребята, а давайте поиграем в “Ветер и флюгеры”. (Физкультминутка). Вы “флюгеры”, а я “ветер”.
- Ветер дует с запада (прыжком повернулись лицом на восток)
- Ветер дует с севера (на юг)
- Ветер дует с юга (на север)
- Буря (кружатся на месте)
- Штиль (присели)
- Переменно (покачиваются на месте)
- Ребята, какая главная причина образования ветра?
На этот вопрос вы ответите, выполнив задание №7 практического блока.
(Разница в давлении на различных участках земной поверхности)
- Изменение погоды фиксируют различные приборы.
Укажите, какие приборы что показывают.
- С этой целью вы должны выполнить задание №9 практического блока.
V.ЗАДАНИЕ
- Решите чайнворд
Кто быстрее угадает и запишет на доске.
|
1 |
|
|
А |
|
|
|
||||
2 |
|
|
|
|
|
Т |
|
|
|||
|
3 |
М |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
4 |
|
|
|
О |
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
С |
|
|
|
|
||||
6 |
|
|
|
|
|
Ф |
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
Е |
|
|
||||
|
8 |
Р |
|
|
|
||||||
|
9 |
|
А |
|
|
|
|
1) Туман, образующийся на высоте от земной поверхности. (Облако)
2) Прибор для измерения давления. (Барометр)
3) Разность между наибольшим и наименьшим значениями температуры воздуха. (Амплитуда)
4) Профессия человека, который ведет наблюдения за состоянием атмосферы. (Метеоролог)
5) Ветер, меняющий свое направление два раза в год. (Муссон)
6) Нижний слой воздуха в атмосфере толщиной от 8 до 18 км. (Тропосфера)
7) Прибор для определения направления ветра. (Флюгер)
8) Ветер, меняющий свое направление два раза в сутки. (Бриз)
9) Вся влага, выпадающая из атмосферы на землю. (Осадки)
- Ребята, обратим внимание на последнее понятие в чайнворде – осадки.
Давайте еще раз вспомним, что мы называем атмосферными осадками?
(Воду в жидком состоянии, выпадающую на земную поверхность)
- Какие интересные факты о выпадающих на земную поверхность осадках вы можете рассказать?
(Сообщение о снеге, граде, оледенении)
- Говоря об атмосферных осадках, необходимо знать условные знаки, которые используются для их обозначения
Сейчас, ребята, вы выполните задание теста №8 практического блока, где вы должны будете определить соответствие между условными обозначениями осадков и их видами.
VI. Ребята, какое количество осадков выпадает в нашей местности и в какое время года его максимальное количество? Каков режим их выпадения?
(650мм, летом, в жидком состоянии)
- Ребята, а какие еще особенности нашего климата вы знаете?
(tи = +20; tя = -27; средняя скорость ветра = 3.6 м/сек, высота снежного покрова на юге - 17см, на севере - 42см, климат резко-континентальный с муссонными чертами)
-VII.ЗАДАНИЕ
- Ребята, давайте вспомним, как изменяется температура с изменением высоты? (Понижается на 1 градус через каждый километр)
- А теперь выполним задание №6 практического блока. (Ответ:9 км)
- Знания об изменении температуры с высотой помогут вам выполнить задание №5 практического блока.
VIII .Итак, ребята, сегодня на уроке мы говорили об атмосфере. Давайте еще раз вспомним, что такое атмосфера?
- Ребята, а каково значение атмосферы?
- А что сейчас происходит с атмосферным воздухом?
- Ребята, а что необходимо сделать для того, чтобы воздух был чистый? (Сообщение).
- А сейчас давайте выясним, кто же был самым активным на уроке, а значит, показал хорошие знания по теме «Атмосфера».
- За урок все получат оценки за устные и практические работы.