Тестовые задания

 

Государства мира   (подсказка)         10 класс

 

   1.  Это государство давно заслужило наиме­нование страны-банкира, в его сейфах хра­нится половина всех ценных бумаг зару­бежного мира.   (Швейцария)

2.  Экспорт «нефтедолларов» особенно характерен для стран Персидского зали­ва, и в первую очередь для? (Саудовской Аравии, Кувейта и ОАЭ).

3.  В тракторостроении США специали­зируются на производстве тяжелых трак­торов, Великобритания — колесных трак­торов средней мощности, Япония — садо­во-огородных тракторов.

4.  В 70-х гг. XX в. начал выпускаться так называемый европейский грузовик, кото­рый собирается в Великобритании, но моторы поставляет Швеция, шасси — США, кузова — Италия.

5.  В этом государстве введен в эксплуатацию крупный металлургический комбинат, по­строенный в г. Бхилаи при содействии бывшего СССР. (Индия)

6.  На Кольском полуострове действует Костомукшский горно-обогатительный комбинат, построенный при участии? (Фин­ляндии)

7. Главный мировой продавец патентов и лицензий, а также всех видов научно-технических знаний. (США)

8.  К традиционным уже маршрутам во­круг Европы добавились более «экзотиче­ские» маршруты? (на Аляску, Шпицберген, Гренландию)

9.  Главный морской «извозчик» мира. Почти весь морской флот стра­ны занят перевозками грузов и товаров между иностранными портами. (Норвегия)

10.  Международными ку­рортными островами мира называют острова? (Кипр, Багамы, Канары, Сейшельские острова)

11. Страна производит 40% всей газет­ной бумаги в зарубежном мире и обеспе­чивает 60% ее экспорта. (Канада)

2. Широкой международной извест­ностью пользуется видеотехника фирм «Сони» и «Хитачи», «Самсунг». (Япония, Южная Корея)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ

  

Кругосветное путешествие (VII класс)

  Мы отправляемся в кругосветное пу­тешествие. Выйдя из Одессы и двига­ясь с востока на запад обойдем весь земной шар и вернемся сюда же на Каспийское  море. Итак, в путь. Через Гибралтарский пролив входим в Сре­диземное море, разделяющее два ма­терика: Африку и Европу.

  Погода чудесная, если не обращать внимание на летний муссон и нудно моросящий дождь. Не успел он нам надоесть, как мы вышли из Среди­земного моря в Тихий океан. Когда-то к берегам загадочной Индии плыл этим же путем Америго Колумб. И мы плывем также к неведомому материку Америка. Увы, нет времени на оста­новку. Через Панамский пролив мы попадаем в Атлантический океан. Вда­ли видны Кордильеры, высочайшие горы Америки, расположенные на вос­точном побережье.

  Течение Гольфстрим несет нас к родному материку — Евразии. У нас не было цели во время путешествия заходить в разные страны, но конча­лась пресная вода, и мы приняли ре­шение сделать остановку в Японии, стране, расположенной на южном по­бережье материка. Заправились, и снова вперед.

  Огибая полуострова Чукотка, Зонд­ские, Аравийский мы вошли в Крас­ное море, известное самой низкой соле­ностью в мире. К западу по борту ко­рабля была Азия, а к востоку — Аф­рика, впереди — Берингов пролив. Он небольшой, поэтому мы не заметили, как нам объявили: корабль вошел в Средиземное море. Еше чуть-чуть, и мы будем дома. И вот позади Среди­земноморье, Суэцкий канал. Сразу же все почувствовали себя героями. Кру­госветное путешествие завершилось.

 

Диктант по теме «Границы России» (VIII) класс)

Россия — самая большая по площади и численности населения страна мира. Мы поставили цель совершить путе­шествие по стране вдоль ее границ с другими странами. Начали свой путь с северо-запада, где наша Родина омы­вается Беринговым морем.

Корею, по территории которой мы проезжали вдоль границы, действитель­но можно назвать голубоглазой, как поется о ней в песне. Это край озер, болот и рек. Озера в основном тек­тонического происхождения.

Граница с Латвией, Эстонией и Литвой проходит по степям. Восточ­ная граница России проходит с Бело­руссией и Украиной.

На юге Европейской части граница идет по горам Карпатам, поэтому мы над Грузией и Арменией пролетели на самолете. Когда мы пересекли Черное море, то достигли границы нашей стра­ны с Казахстаном. И здесь были степи, степи, покрытые ковылем, или распаханные человеком поля.

Велика страна Россия и границы ее протяженности. Мы познакомились с границей стран ближнего зарубежья: Монголии, Карелии. Наконец-то мы достигли побережья Тихого океана — Баренцева моря.

 

Диктант по теме «Природные комплексы» (VIII класс)

Мы с вами совершаем путешествие с севера на юг нашей страны, с побере­жья Балтийского моря. Строго по па­раллели движемся на юг. Цель путе­шествия — пересечь все природные комплексы страны.

Тундра — это настоящий птичий базар: здесь и дикие гуси, утки, воро­бьи, различные виды чаек. Чтобы хит­рые песцы не съели яйца птенцов, гнезда птицы строят высоко над зем­лей: на скалах или вершинах деревьев. Здесь выпадает много осадков, поэто­му тундра очень заболочена. Тундра южнее постепенно сменяется лесотунд­рой и широколиственными лесами.

Мы и не заметили, как после широ­колиственного леса перешли в хвой­ный лес: сосны, ели, пихта. Подзоли­стые почвы тайги очень богаты пере­гноем, поэтому люди, живущие здесь, получают большие урожаи сельскохо­зяйственных культур. Хорошо таеж­ным жителям: здесь и ягода — смо­родина, малина, облепиха, жимолость. В этом же лесу встречаются и пуш­ные звери.

После полупустынь мы оказываемся в степях. Степи сегодня — это не те, что были вчера. Повсюду видны ан­тропогенные комплексы: пашни и сады, пруды и озера, болота и лесо­полосы. Чтобы не потерять плодородие земель, здесь проводятся работы по рекультивации земель: удобряют почву, применяют научный севообо­рот, делают снегозадержание.

Коррозия почвы — опасное явление, поэтому в степях проводятся работы по закреплению оврагов. Жителям данной природной зоны можно толь­ко посочувствовать, так как низкая солнечная радиация и сильная увлаж­ненность позволяют здесь расти толь­ко травянистой растительности, а бед­ная растительным покровом почва — не плодородна. Наше путешествие за­кончилось, когда мы достигли побе­режья Каспийского моря и дельты реки Днепр, впадающей в нее.

 

Диктант, составленный учениками

Однажды в прекрасное летнее утро

Я из дому вышел с ружьем на плече,

 Навстречу медведь австралийский выходит,

 весь белый от снега…

 

Из Австралии в Африку плыл я на льдине

Пред взором моим раскинулись риса поля.

 Краснокожий индеец охотился мирно в кустах кипарисов.

Вдруг тигр показался огромный вдали.

 Индеец копье в него сразу метнул

 и там раза два повернул.

 

По Карскому морю приплыл я в Китай,

Страну восходящего солнца.

В страну, знаменитую ковкой железа.

Ружье свое я переплавил на меч.

Сражался я им с самураем

на бреге реки Тайвань.

На гору великую я восходил

названье горы Эверест.

Из Китая в Америку я прилетел,

сначала Детройт посетил.

Близ города — мост Ватер-лор

через озеро нудное Эри.

Был в северном штате Майами,

где видел я храм Великого Будды.

И съездил на остров Флориду,

морозы там были под сорок.

Короче, зима как у нас.

На этом кончаю рассказ.

 

 

 

Занимательные игры  VI классе

 

В начале изучения курса физической географии в VI классе провожу топографи­ческий диктант, который помогает решить сразу две задачи:

1) научить ребят ориентироваться на пла­не (карте);

2) познакомить их с условными знаками.

Как только мы приступаем к изучению темы «План местности», даю домашнее задание: изго­товить на карточках (4x4 см) лото из двад­цати самых часто встречающихся услов­ных знаков. За правильно выполненное задание (четкость и отсутствие лишних элементов) ребята получают первую оцен­ку. Затем на двух последующих уроках в течение 3-5 мин провожу тренировоч­ные диктанты. Для этого на последней странице тетради ученики расчерчивают и нумеруют в определенном порядке поле из квадратиков 4x4 см.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

и

12

13

Г      14

15

16

17

18

19

20

   

Затем составляю рассказ с упоминанием условных знаков и сторон горизонта, а ребята закрывают нужные квадратики оп­ределенными условными знаками.

 

Пример задания.

От школы (квадрат 17) ребята пошли по тропинке на север. Западнее тропинки находится густой кустарник, восточнее — луг. В конце тропинки находится родник, от него сворачиваем на северо-восток и попадаем в сад, восточнее которого нахо­дится болото. От сада двигаемся на юго-восток по дороге через мост, далее на юго-восток к обрыву, на юге от которого нахо­дится небольшое озеро (квадрат 20).

(Проверяю конечный квадрат и общую конфигурацию "плана местности")

 

 

Пример задания.

Ребята заблудились в густом смешанном лесу (квадрат 8). Наконец они вышли на просеку, которая тянулась на запад. Двига­ясь по просеке, добрались до негустого кустарника, на юге которого были видны свежие вырубки. Пройдя их, ребята вышли на луг, повернули по тропинке на восток и вскоре дошли до оврага, внизу которого виднелся родник Напившись родниковой воды, ребята продолжили путь на север, к железнодорожной станции, за которой был колхозный сад, а за ним — родная школа (квадрат 4).

    

Тема «Атмосфера»

 

Определи «слово»

Прочитать запись, зашифрованную в географических координатах. На полити­ческой карте мира по заданным коорди­натам нужно определить зашифрованную страну или море, в которых находится данная точка, и по первым буквам этих названий сложить слово или фразу.

 

10° ю.ш., 75° з.д. Перу;

20° с.ш., 57° в.д. Оман;

40° с.ш., 22° в.д. Греция;

55°с.ш., 150°в.д. Охотское (море);

5б°с.ш., 10° в.д. Дания;

40° ю.ш., 65° з. д. Аргентина;

40° с. ш., 30° в.д. Турция;

30° с.ш., 30° в.д. Египет;

30° с.ш., 70° в.д. Пакистан;

25° с.ш., 20° в.д. Ливия;

25° с.ш., 3° в.д. Алжир;

37° с.ш., 140° в.д. Япония.

 

Ответ: погода теплая.

 

 

  Определить направление ветра при заданном давлении воздуха.

На доске ри­суют две произвольные точки с данными о давлении воздуха в них. Нужно стрелкой указать направление ветра и подписать его название.

 

 

 Работа с глобусами

 На уроках, изучая движение Земли вокруг оси и вокруг Солнца, выставляем глобусами положение Земли относитель­но Солнца (окно) в разное время года и время суток.

 

Пример задания.

Показать:

а) зиму в Австралии;

б) лето в России (Новосибирске), полночь;

в) лето в Антарктиде, день. (Задание на со­образительность — ученик должен отве­тить, что в это время года в Антарктиде круглые сутки полярный день)

 

 

 

 

    Найти ошибки

  Ветром называется вертикальное движе­ние воздуха. Суша летним днем остывает быстрее, чем вода. Нагревшийся от нее воздух сжимается, поднимаясь вверх, и растекается в стороны. Поэтому давление над сушей повышается, а над морем, ког­да этот воздух приходит, давление умень­шается. Так образуется дневной бриз.

 

Используя рифмы, составь стихи.

Необя­зательно использовать все пары слов, мож­но также заменять правую часть рифмы на свою, не меняя левой.

Рифмы: град - виноград; ветер - на све­те; воздух - потух (петух); погода - полго­да; муссон - сон; облака - рука, пока.

 

Например

 

ЕРУНДА

Шел вчера сильнейший град,

Осыпался виноград,

Дул свирепый сильный ветер,

Всех ветров сильней на свете.

Вот с моста упал петух,

И в печи огонь потух.

Вот такая-вот погода

Длилась в городе полгода.

А потом подул муссон,

И сморил всех крепкий сон.

Этот ветер облака

К нам принес издалека.

Вот такая ерунда

Получается всегда.

 

 Когда гуляет ветер, я один сижу на свете.

Когда летят облака, машу рукой — пока!

Когда идет град, я ем виноград.

Когда идет муссон, меня тянет в сон.

Да, одна и та же погода у нас уже полгода.

 

 

  

География России    8 класс

 

«Природная зона» (подсказка)

Назвать природную зону:

1.   «Лето короткое,  прохладное.  В местах, освобождающихся от снега и льда, растут кое-где лишайники» (арк­тическая пустыня).

2.   «Здесь растут колючие кустарни­ки,  полынь.  Родина кактусов,  агав» (тропическая пустыня).

3.   «В  растительности преобладают дуб, бук, липа, орех» (широколиствен­ные леса).

4.   «Почвы  черноземные,  богатые перегноем  и  очень  плодородные» (степь).

5.   «Почвы  бурые,  растут полынь, саксаул, водятся верблюды, грызуны» (полупустыня и пустыня).

6. «Вечнозеленые леса разнообраз­ны по видовому составу, многоярус­ны, цветут и плодоносят круглый год» (влажные экваториальные леса).

 

 Характеристи­кам природы (подсказка)

1.  Территория расположена на древней докембрийской платформе. Этим обусловлена главная осо­бенность ее рельефа — равнинность. Складчатый фундамент залегает на различной глубине и выхо­дит на поверхность на Кольском полуострове и в Карелии,  а также на правобережье Днепра в его среднем течении.

(Русская (Восточно-Европейская) равнина.)

2.  Климат умеренно континентальный. Континентальность нарастает к востоку и юго-востоку. Сильное влияние на климат оказывает Атлантика. С прохождением циклонов связано выпадение осад­ков.  На юге территории,   где  циклоны  проходят редко, осадков выпадает меньше, чем может испа­риться. Увлажнение недостаточное, летом нередко бывают засухи и суховеи.

(Русская равнина.)

3.  Самая длинная и многоводная река Русской равнины, а также всей Европы.

(Волга.)

4.  Площадь озера — 17 700 км2. Озеро протяну­лось с севера на юг на 219 км. Средняя глубина — 51 м. Много островов. Это самое большое озеро Рус­ской равнины.

(Ладожское озеро.)

5.  Это равнинные территории, образованные ос­тавшимися после ледника песчаными отложения­ми. Их почвы — бедные песчаные, на них растут сосновые боры.

(Полесье.)

6.  Почвы территории не столь плодородны, как черноземы, однако почвенные и агроклиматические ресурсы позволяют выращивать рожь и ячмень, лен и картофель, овощи и овес, кормовые травы. Лес­ные и пойменные луга — хорошие сенокосы и паст­бища для крупного рогатого скота.

(Нечерноземье.)

7. Горная страна состоит из нескольких парал­лельных друг другу хребтов, протянувшихся в ме­ридиональном направлении. Главная цепь гор образует водораздел между реками, текущими на Рус­скую равнину и на Западно-Сибирскую.

(Уральские горы.)

8.  На Южном Урале в 1920 г. был создан первый в мире минералогический заповедник. Главная его достопримечательность — огромная коллекция ми­нералов.

(Ильменский заповедник.)

9.   Это самое крупное из  горных  сооружений, окаймляющих с юга Русскую равнину. Природа гор разнообразна. Большая часть региона — это высо­кие молодые горы.

(Северный Кавказ.)

10.  Территория богата разнообразными природ­ными ресурсами. В горах залегают металлические руды, каменный уголь, марганец, редкие металлы. Минеральные источники послужили основой для развития курортного хозяйства. Высокие горы — чудесное место отдыха для горнолыжников.

(Северный Кавказ.)

11.  На территории этого региона России располо­жен один из самых знаменитых курортов страны, отличающийся самой теплой зимой.

(Северный Кавказ, Сочи.)

12.  Одна из крупнейших равнин земного шара. Расположена   между   Уралом   и   Среднесибирским плоскогорьем. Много озер и болот.

(Западно-Сибирская низменность.)

13.  Климат территории континентальный, доста­точно суровый. Здесь возрастает влияние Северного Ледовитого океана и зимнего центра высокого дав­ления (азиатского максимума) и ослабевает влияние Атлантики.

(Климат Западной Сибири.)

14.  Более 80% территории равнины относится к области избыточного и достаточного увлажнения. Избыточное увлажнение в сочетании с малыми аб­солютными и относительными высотами и слабой дренированностью обусловливает очень сильную за­болоченность территории.

(Западная Сибирь.)

15.  Представления о природных богатствах тер­ритории постепенно менялись. В XVI столетии вни­мание русских промышленников привлекала ценная пушнина. В конце XVIII столетия особенно ценились земельные и кормовые ресурсы степной и лесостепной зон. В начале XX столетия основным богатством считался лес. В середине нашего века – это основной нефтегазоносный район.

(Западная Сибирь.)

16.  Все эти столь различные по рельефу и геоло­гическому строению территории объединяют резко континентальный климат, очень суровый и связанные с ним особенности других компонентов приро­ды: повсеместное распространение многолетней мерзлоты, господство лиственничных лесов и таежно-мерзлотных почв.

(Восточная Сибирь.)

17.  С многолетней мерзлотой связаны своеобраз­ные формы рельефа — термокарстовые котловины. Они образовались при протаивании мерзлоты. Котловины бывают часто заняты озерами.

(Озера Восточной Сибири.)

18.   При большой протяженности территории с севера на юг здесь расположены только три природ­ные зоны: тундровая, лесотундровая и лесная.

( Восточная Сибирь.)

19.   На территории района расположены  место­рождения   полезных   ископаемых:   70%   общероссийских запасов каменного угля, крупные месторожде­ния железа, каменной соли, графита, медно-никелевые руды, алмазы.

(Восточная Сибирь.)

20.  Эта река — главная артерия Восточной Сиби­ри.  Она  начинается  в  30  км  от западного  берега Байкала и несет свои воды на север, в море Лапте­вых.

(Река Лена.)

21.   На данной территории расположены самые удаленные от океанов горы. Здесь же расположен центр Азии.

(Горы Южной Сибири, центр Азии Кызыл.)

22.  Своеобразием отличается климат межгорных котловин. Здесь зимой холодный воздух застаивает­ся,  а летом  защищенные хребтами горы   хорошо прогреваются.

(Горы Южной Сибири.)

 

 

 

 

 

 

23.  Это озеро называют чудом природы во всех отношениях. Удивительная чистота и прозрачность воды, огромная глубина, сказочная красота берегов производят неизгладимое впечатление на каждого, кто видел его однажды.

(Озеро Байкал.)

24.   Это край  контрастов.  Северная  часть этой удивительной земли находится за полярным кру­гом. Здесь почти круглый год лежит снег. Омываю­щие побережье моря даже летом не полностью осво­бождаются ото льда. На многие сотни километров тянется тундра. Южная часть края лежит на широ­те Италии. Здесь лианы и бархатное дерево растут по соседству с северными елями и лиственницами.

(Дальний Восток.)

25.     Русский     путешественник,     исследователь Центральной Азии, Уссурийского края, Почетный член Петербургской Академии наук, генерал-майор.

(Н. М. Пржевальский.)

26.  Клокочущие фонтаны пара и горячей воды в чем-то сходны с извержением вулканов.  Только в одном районе нашей страны есть долина с такими источниками.

(Долина Гейзеров на Камчатке.)

27.  Большое количество осадков выпадает летом в виде ливневых дождей,   которые  могут  продол­жаться двое-трое  суток.  С  этим  связаны  высокие паводки   и   наводнения.   Зимой   осадков   выпадает мало, мощность снежного покрова невелика.

(Дальний Восток, муссонный климат) 

 

 

 

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ «ОСНОВЫ УЧЕНИЯ ОБ ЭВОЛЮЦИИ» (11 КЛАСС)

1) Сходство всех процессов жизнедеятельности у особей одного вида, прежде всего, сходство процессов размножения, относится к критерию:

А – физиологическому Б – генетическому В – морфологическому Г – экологическому

 

2) Популяция является основной структурной единицей:

А – рода     Б – типа    В – вида    Г – класса

 

3) Борьбу за существование, наследственную изменчивость и естественный отбор можно назвать: А – доказательствами эволюции   Б – направлениями эволюции

В – результатами эволюции                          Г – движущими факторами эволюции

 

4) Стабилизирующий отбор может осуществляться в:

А – в постоянных и изменяющихся условиях внешней среды

Б – только в постоянных условиях среды обитания

В – в постоянно изменяющихся условиях внешней среды

 Г – в экстремальных условиях среды обитания

 

5) Прерывание потоков генов между изолятами, с одной стороны, и действие естественного отбора – с другой, приводит к видообразованию:

А – симпатрическому  Б – экологическому  В – внезапнову  Г – аллопатрическому

 

6) Прямым доказательством эволюции являются:

А – сравнительно-анатомические      Б – палеонтологические

В – эмбриологические                         Г – биогеографические

 

7) Эволюционные изменения, не являющиеся узкими приспособлениями к резко выраженным условиям существования, приводящие к общему подъему организации, увеличению интенсивности процессов жизнедеятельности, называются:

А – биологическим прогрессом Б – идиоадаптацией В - ароморфозом Г – дегенерацией

 

8) Возникновение на Земле класса млекопитающих относится к такому направлению эволюции, как:

А – идиоадаптации Б – коэволюции В – дивергенции Г – ароморфозу

9) Какие из перечисленных пар организмов могут служить примером конвергенции:

А – сумчатый и полярный волк          Б – бурый медведь и медведь гризли

В – крот и землеройка                          Г - полярная сова и ушастая сова

10) Дивергенция проявляется в:

А – схождении признаков в процессе микроэволюции

Б – расхождении признаков в процессе эволюции

В – объединении нескольких популяций в более крупную

Г – образовании нескольких групп внутри одной популяции

11) Первым ученым, обосновавшим идею эволюции, был:

А – М. В. ломоносов   Б- К. Линней   В – Ж. Б. Ламарк   Г – Ч. Дарвин

12) К одному из результатов эволюции относится:

А – борьба за существование      Б – естественный отбор

В – изменчивость организмов     Г – многообразие видов

13) Единицей эволюции является:

А – организм    Б – популяция    В – особь    Г – вид

14) Увеличение численности вида, расширение ареала, ускорение видообразования представляет собой:

А – ароморфоз Б – биологический регресс В – идиоадаптацию Г – биологический прогресс

 

 

 

Обобщающий урок по теме «Беспозвоночные животные» (7 класс)

 

А. Тестовые задания. Выбрать один ответ из четырех.

 

1. Лучевая симметрия впервые появляется у:

а) стеклянных губок;               

б) известковых губок;

в) обыкновенных губок;         

г) кишечнополостных.

 

2. В первые нервные клетки появляются у:

а) губок;                                                     

б) простейших;

в) кишечнополостных;                             

г) червей.

 

3. Регенерация – это способность животного:

а) размножаться;

б) восстанавливать поврежденные или утраченные части своего тела;

в) воспроизводить себе подобных;

г) к почкованию.

 

4.Отличительной особенностью кишечнополостных в сравнении с другими беспозвоночными является:

а) возникновение полового размножения;

б) появление тканий;

в) возникновение бесполого размножения;

г) питание готовыми органическими веществами.

 

5. Впервые пищеварительная система появляется у:

а) кишечнополостных;                     

б) плоских червей;

в) круглых червей;         г) кольчатых червей.

6. Впервые кровеносная система появляется у:

а) кишечнополостных;                      

б) плоских червей;

в) круглых червей;                              

г) кольчатых червей.

 

7. Органы движения параподии появляются у:

а) губок;                                    

б) плоских червей;

в) круглых червей;                     

г) кольчатых червей.

 

8. Отличительными особенностями червей в сравнении с другими беспозвоночными не считается появление:

а) систем органов;                       

б) органов движения;

в) полового размножения;         

г) нервной системы узлового типа.

 

9. К признакам приспособленности червей к паразитическому образу жизни не относится:

а) развитие со сменой хозяев;      

б) утрата органов пищеварения;

в) развитие половой системы;      

г) появление полости тела.

 

10. К моллюскам не относятся:

А) головоногие;  б) брюхоногие;

В) двустворчатые;  Г) пиявки.

11. К признакам высокой организации головоногих по сравнению с другими моллюсками относится:

а) реактивное движение;

б) преобразование ноги в щупальца;

в) нервная система;

г) чернильный мешок.

 

12. Впервые наружный скелет появляется у:

а) губок;

б) иглокожих;

в) моллюсков;

г) членистоногих.

 

13. К признакам высокой организации членистоногих не относится:

а) двусторонняя симметрия тела;

б) хитиновый покров;

в) членистые конечности;

г) поведение.

 

14. К классу насекомых не относятся:

а) равнокрылые;

б) перепончатокрылые;

в) чешуекрылые;

г) скорпионы.

 

15. Общественные насекомые – это:

а) жуки, клопы;

б) пчелы, муравьи;

в) вши, тараканы;

г) бабочки, стрекозы.

 

16. К признакам более высокой организации насекомых по сравнению с другими членистоногими не относится:

а) развитие нервной системы;

б) развитие органов чувств

в) сложное поведение;

г) развитие кровеносной системы.

 

 

17. К особенностям насекомых, позволившим им освоить все среды обитания, не относятся:

а) типы ротового аппарата;

б) разные типы конечностей;

в) разные типы развития;

г) наличие хитинового покрова.

 

18. Признаком приспособленности насекомых к среде обитания не является:

а) окраска тела;

б) разные типы конечностей;

в) развитие нервной системы;

г) использование разных типов пищи.

 

19. Инстинкт – это:

а) ответная реакция организма на различные раздражители;

б) последовательная цепь врожденных ответных реакций на различные раздражители;

в) последовательная цепь приобретенных в течение жизни реакций на различные раздражители;

г) ответная реакция организма на световые и звуковые раздражители 

 

Б. Тестовые задания. Из перечисленных признаков выбрать те, которые характерны для типов плоских, круглых, кольчатых червей:

1) двусторонняя симметрия;

2) внутренняя полость заполнена жидкостью;

3) внутренняя полость тела отсутствует;

4) внутренняя полость разделена на сегменты;

5) нервная система представлена окологлоточным кольцом и брюшной нервной цепочкой;

6) нервная система представлена головным нервным узлом, от которого отходят два ствола;

7) нервная система представлена глоточным нервным кольцом, от которого отходят парные нервные стволы;

8) представители класса в основном разнополые;

9) среди представителей класса имеются раздельнополые и гермафродиты.

 

В. Тестовые задания. Из перечисленных признаков выбрать те, которые характеризуют классы брюхоногих, двустворчатых, головоногих моллюсков:

1) тело подразделено на голову, туловище, ногу;

2) тело подразделено на туловище, ногу;

3) нога преобразована в щупальца;

4)тело большинства моллюсков лишено наружной раковины;

5) раковина цельная, часто ассиметричная;

6)раковина состоит из двух створок;

7) промежуточные хозяева плоских паразитических червей;

8) образуют большие скопления – банки;

9) способны к реактивному движению.

  

Г. Тестовые задания. Из перечисленных признаков выбрать те, которые характеризуют классы ракообразных, паукообразных, насекомых:

1) наружный хитиновый покров;

2) отделы тела часто образуют головогрудь;

3) тело разделено на голову, грудь, брюшко;

4) четыре пары ходильных ног;

5) три пары ног;

6) преимущественно наземные виды;

7) обитание преимущественно в воде;

8) использование всех сред обитания;

9) глаза простые или сложные, способные воспринимать ультрафиолетовую часть спектра;

10) сложные глаза, состоящие из простых глазков;

11) дыхание всей поверхностью или жабрами;

12) дыхание при помощи трахей и легких;

13) органы дыхания наземных форм – листовидные легкие.

 

 

Биология 7 класс. Тема. Хордовые. Класс Млекопитающие. Тест

1.    Млекопитающие населяют сушу, моря, пресные водоемы и дышат при помощи:

А — кожи или легких   Б — кожи   В — легких или жабр   Г — легких

2.    Конечности у млекопитающих в отличие от пре­смыкающихся расположены:

А — по бокам тела B — под туловищем

В — у одних — по бокам тела, у других — под туловищем

3.    Для млекопитающих характерны зубы: А — все конической формы

Б — только коренные   В — только клыки    Г — резцы, клыки и коренные

4.    К особенностям размножения млекопитающих от­носят:

A — развитие плода в матке                        Б — наличие половых клеток

B — вскармливание детеныша молоком    Г — внутреннее оплодотворение

5.    Образование условных рефлексов связано с раз­витием:

А — мозжечка                              Б — коры больших полушарий

В — продолговатого мозга         Г - промежуточного мозга

6.   К насекомоядным млекопитающим относят:

A — бурозубок    Б — землероек    В — тюленей    Г — китов

7.   Морские звери приспособлены к жизни в воде:

А — дышат при помощи жабр          Б — конечности превратились в ласты

В — имеют волосяной покров          Г — рыбообразная форма тела

8.    К отряду парнокопытных относят:

А — зебру    Б — оленя     В — тигра     Г — кенгуру

9.    Приматы — наиболее высокоорганизованные жи­вотные, так как:

А — живут стадами                                          Б — могут быстро передвигаться

В — имеют высокоразвитый головной мозг Г — способны применять простейшие орудия

10.  К экологической группе наземных млекопитаю­щих относят:

А — грызунов   Б — непарнокопытных   В — рукокрылых   Г — ластоногих

11.  Представители отряда сумчатых могут входить в состав:

А — разных экологических групп    

Б — только одной экологической группы

В — экологической группы летающих млекопи­тающих

Г — экологической группы хищных сумчатых

12.  Эхолокация развита у:

А - зубатых китов  Б - мышевидных грызунов  В - летучих мышей  Г - ушастых тюленей

13. Какие из перечисленных признаков характеризуют наиболее высокоорганизованных хордовых животных: кожа покрыта чешуей, развит волосяной покров, есть диафрагма, холоднокровные, есть молочные железы, развита кора больших полушарий, сердце трехкамерное, есть плацента, внутреннее оплодотворение.

14. Почему в жару собака высовывает язык, а лошадь даже после быстрого бега – нет?

15. Какое значение в жизни некоторых теплокровных имеет зимняя спячка?

16. Дайте систематическое положение животному – белка обыкновенная.

17. К какому отряду или семейству относится животное: горилла, лошадь, суслик, кролик, кенгуру, еж, дельфин, морж, слон, медведь, лев, норка.

18. В сказке «Конек-горбунок» есть фраза «Чудо-юдо рыба-кит». Что не верно в этой фразе с точки зрения биологии?

19. Сумчатое яйцекладущее…..

20. Домашнее зайцеобразное….

21. Самое крупное млекопитающее….

22. Сколько шейных позвонков у жирафа…..

23. Дикая полосатая лошадь….

24. Сумчатый медведь….

25. Вымершее млекопитающее из отряда хоботных….

26. Группа волков, во главе которой стоит старый вожак…. 

 

 

География 7 класс. Обобщающий урок. Южная Америка. Тест

 

1. Выберите полное соответствие

А) Патагония -  природная область на юге Чили – влажные субтропики – чай, цитрусовые – компактное проживание народов кечуа

Б) Междуречье – часть Ла-Платской низменности в Бразилии – саванна – пастбищное мясо-шерстное овцеводство

В) Кампос – природный район в центре Бразилии – саванна – пастбищное животноводство – крупный рогатый скот и овцы

Г) Анхель – водопад в Южной Америке – север Бразильского плоскогорья – Венесуэла

 

2. Правильны ли утверждения:

А) высочайшая и наименьшая абсолютные отметки на суше расположены на одном материке

Б) гора Аконкагуа – высочайшая на суше в южном полушарии

В) высочайшая точка западного полушария на суше находится в Аргентине

Г) второе по глубине озеро мира находится на границе Перу и Боливии

Д) площадь бассейна р. Амазонки больше площади Гренландии

 

3. Назовите то государство из списка, которое отвечает следующим характеристикам: большая часть территории расположена на древней платформе; у крупных рек чаще более крутыми являются левые берега; расположено в пределах трех климатических поясов; среди равнинных природных зон есть степи и полупустыни; среди млекопитающих встречаются броненосцы.

 

(Мексика, Судан, Австралия, Аргентина, Чили, Уругвай, Россия, Бразилия)

 

4. Устье какой великой реки находится  точно на экваторе?

5. Самое  сухое место пустыня…

6. Шерсть этого животного иногда покрывается мхом.

7. Растения, родиной которых является Южная Америка.

8. Люди, рожденные в результате смешения европеоидной и экваториальной рас.

9. Хищная рыба  бассейна Амазонки. Кровожадностью и агрессивностью эти рыбы превосходят акул.

10. Кто такой? Что такое? (Аконкагуа, Веспуччи, сельва, Ориноко, инки, пампа, ягуар, Горн, метис, патагония, самбо.

 

11.Наивысший уровень воды в реке Амазонке наблюдается, когда лето наступает:

А) в северном полушарии                Б) в южном полушарии

 

12. Богатейший видовой состав растительности влажных экваториальных лесов объясняется:

А) постоянством климатических условий       Б) положением материка в южном полушарии

В) большим количеством тепла и влаги в течение года

 

13. На большую часть территории Южной Америки влага приносится с океана:

А) Тихого                  Б) Атлантического       В) Индийского

 

14. Место поднятия фундамента Южноамериканской платформы в рельефе соответствует:

А) Бразильскому плоскогорью        Б) Амазонской низменности

 

15. Большую часть Бразильского нагорья занимает:

А) льянос   Б) кампос   В) сельва

 

16.Назовите восемь рекордсменов мира на материке.

 

 

 География 9 класс. Межотраслевые комплексы России (обобщающий урок)

Задание 1. Выберите правильные варианты ответа.

 

Вопросы

 

Ответы

 

1. Выделите экономические районы России, в которых на­ходятся месторождения желез­ной руды

 

а) Центрально-Черноземный;

б) Волго-Вятский;

в) Северный;

г) Восточно-Сибирский;

д) Уральский

 

2. Укажите месторождения ка­менного угля

 

а) Качканарское;

б) Оренбургское;

в) Воркутинское

 

3. Назовите экономические рай­оны России, в которых развита цветная металлургия

 

а) Северный;

б) Центральный;

в) Уральский;                        

г) Северо-Западный              

 

4. Выберите крупнейшую ГЭС в России

 

а) Саяно-Шушенская;

б) Красноярская;

в) Братская;

г) Волжская им. XX съезда КПСС

 

5. Какие отрасли машинострое­ния размещаются в районах с развитой металлургией?

 

а) приборостроение;

б) тяжелое машиностроение;

в) электронное машинострое­ние;

г) все названные отрасли

 

6. Выделите центр производства азотных удобрений

 

а) Владивосток;

б) Кемерово;

в) Барнаул;

г) Братск

 

7. Укажите экономические районы, сельское хозяйство кото­рых специализируется на льно­водстве

а) Центральный;

б) Поволжский;

в) Северо-Западный;

г) Северный;

д) Уральский

8. Укажите экономические рай­оны, в которых выращивается рис

а) Центральный;

б) Северный Кавказ;

в) Поволжье;

г) Дальний Восток;

д) Волго-Вятский

9. Выделите города, через кото­рые проходит Транссибирская железнодорожная магистраль

а) Челябинск;

б) Тюмень;

в) Новосибирск;

г) Новокузнецк;

д) Красноярск;

е) Благовещенск;

ж) Улан-Удэ;

з) Уфа;

и) Самара;

к) Хабаровск

 

10. Укажите морские порты, через которые проходит Север­ный морской путь

 

а) Архангельск;

б) Выборг;

в) Мурманск;

г) Петрозаводск;

д) Салехард;

е) Дудинка;

ж) Игарка;

з) Якутск;

и) Владивосток;

к) Находка

 

 

Задание №2. Выберите номер, под которым дано определение, соответствующее данному термину

 

1. Территориальная структура хозяйства

 

 

 

 

а) деление России на экономические районы;

б) деление России на экономические зо­ны;

в) сочетание, взаимосвязи и взаиморас­положение районов, узлов и центров;

г) хозяйственные пропорции между различными частями страны

2. Межотраслевой комплекс

а) совокупность отраслей, имеющих тес­ные связи;

 

 

 

 

 

а) совокупность отраслей, имеющих тес­ные связи;

б) отрасли, продукция которых взаимо­заменяема;

в) группа взаимосвязанных отраслей, выполняющих определенную хозяйст­венную задачу;

г) группа отраслей, потребляющих однородную продукцию

3. Отраслевая струк­тура хозяйства

 

 

 

 

 

 

а) набор отраслей, из которых состоит хозяйство;

б) пропорции между отдельными отрас­лями хозяйства;

в) взаимосвязи между отраслями хозяй­ства;

г) состав, соотношение и связи между отраслями хозяйства

 

4. Кооперация

 

 

 

 

 

 

 

 

а) создание кооперативов в различных отраслях хозяйства;

б) совместное использование одного ме­сторождения сырья разными предпри­ятиями;

в) процесс территориального сближения взаимосвязанных предприятий;

г) объединение специализированных предприятий для выпуска готовой про­дукции

 

5. Отрасль хозяйства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а) совокупность предприятий, располо­женных в одном экономическом районе страны;

б) совокупность предприятий, однород­ных по производимой продукции, соста­ву используемого сырья, технологии производства;

в) совокупность предприятий, исполь­зующих сходное сырье;

г) совокупность предприятий, сходных по квалификации используемых на них трудовых ресурсов

 

6. Специализация

 

 

 

 

 

1) подготовка специалистов для какой-либо отрасли хозяйства;

2) изготовление на предприятии одного продукта, его частей или деталей;

3) использование предприятием специ­ально подготовленного сырья;

 

 

 

7. Комбинирование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4) потребление предприятием специально для него произведенной продукции

 

1) обмен различных предприятий своей продукцией;

2} выпуск на одном предприятии разно­образной продукции;

3) расположение нескольких предпри­ятий на небольшой площадке;

4) объединение на одном предприятии нескольких технологически и экономи­чески связанных между собой производств различных отраслей

 

8. Топливно-энергетический ба­ланс

1) сумма добычи всех видов топлива;

2) расход всех видов топлива;

3) отношение запасов топливно-энергетических ресурсов к их потребле­нию;

4) соотношение добычи и расхода раз­ных видов топлива и выработанной энергии

 

 

Задание №3 Из предложенных ответов выберите один правильный

 

1. Какой из бассейнов яв­ляется старым буроугольным бассейном с очень вы­сокой себестоимостью добычи угля?

 

 

2. В каком из бассейнов добывается бурый уголь низкого качества, но себе­стоимость добычи самая низкая? ___ __

 

 

3. Почему себестоимость добычи угля в Канско-Ачинском бассейне самая низкая среди других уголь­ных бассейнов?

 

 

 

 4. Какие отрасли машино­строения размещаются в районах потребления их продукции?

 

 

 

5. Какие отрасли машино­строения размещаются в районах с развитой металлургией?

 

 

 

6. Почему большинство Машиностроительных предприятий расположено в крупных городах?

 

 

 

 

7. Почему много предпри­ятий тяжелого машино­строения расположено на Урале?

 

 

 

 

8. В каком из утверждений говорится о концентрации производства?

 

 

 

 

 

 

9. Месторождения алюми­ниевых руд расположены

 

 

 

10. Месторождения алю­миниевых руд расположе­ны

 

 

 

11. Чем объясняется раз­мещение в Липецке круп­ного центра черной метал­лургии?

 

 

 

12. Почему в Норильске водится крупнейший медно-никелевый комбинат?

 

 

 

13. Почему в Братске создан крупнейший алюминиевый комбинат?

 

 

 

 

14. Размещение каких от­елей химии ориентируется на запасы сырья?

 

 

15. Почему в Соликамске находится крупное производство калийных удобрений?

 

 

 

 

 

16. Почему в Центрально-Черноземном районе находится крупные производства фосфорных удобрений?

 

 

17. Почему в Волгограде находится крупное произ­водство химии органиче­ского синтеза?

 

 

 

18. Какой фактор, кроме наличия сырья, имеет большое значение для раз­мещения лесной промышленности (лесозаготовки)?

 

 

19. Какой фактор, кроме наличия сырья, имеет большое значение для раз­мещения целлюлозно-бумажной промышленно­сти?

 

 

20. Что, кроме наличия ле­са, определило развитие на Севере европейской части страны лесной промыш­ленности?

 

 

21. Какой фактор, кроме наличия сырья, определил создание в Братске круп­нейшего лесопромышлен­ного комплекса?

 

 

22. Чем сельское хозяйство отличается от других от­раслей материального про­изводства?

 

 

 

23. Какие факторы оказы­вают влияние на сельско­хозяйственную специали­зацию территории?

 

 

 

24. Почему сахарная про­мышленность развита в основном в Центрально-Черноземном районе и на Северном Кавказе?

 

 

 

 

25. Какой фактор имеет большое значение для раз­мещения предприятий лег­кой (текстильной) про­мышленности?

 

 

26. Почему главный район текстильной промышлен­ности находится в Цен­тральной России?

 

 

 

 

27. Размещение каких от­раслей ориентируется на источники сырья?

 

 

28. Какой вид транспорта имеет наибольший грузо­оборот?

 

 

 

 

29. Какой вид транспорта охватывает практически всю территорию страны?

 

 

30. Какой вид транспорта играет основную роль в перевозках грузов в север­ных районах Сибири?

а) Печорский;

б) Подмосковный;

в) Канско-Ачинский;

г) Южно-Якутский

а) Печорский;

б) Подмосковный;

в) Канско-Ачинский;

г) Южно-Якутский

а) здесь добывается уголь очень высокого качества;

б) добыча ведется только откры­тым способом;

в) бассейн обладает самыми боль­шими запасами угля;

г) бассейн занимает первое место по объему добычи

а) автомобилестроение;

б) приборостроение;

в) сельскохозяйственное машино­строение;

г) электронное машиностроение

а) приборостроение;

б) тяжелое машиностроение;

в) электронное машиностроение;

г) все названные отрасли

а) в них находится научно-конструкторская база отрасли;

б) в них сосредоточены квалифи­цированные рабочие кадры;

в) через них проходят крупные транспортные магистрали;

г) по всем названным причинам

а) там находятся потребители про­дукции отрасли;

б) там достаточно квалифициро­ванных рабочих кадров;

в) там производится много металла, необходимого предприятиям от­расли;

г) по всем названным выше причи­нам

1) грузовые и легковые автомобили - основная продукция, выпускае­мая на Горьковском автозаводе;

2) моторы, электрооборудование и многие другие детали автозавод получает от многочисленных пред­приятий-смежников;

3) литейный цех ГАЗа производит заготовки для металлообрабаты­вающих цехов и использует в каче­стве сырья их отходы;

4) производство грузовых автомо­билей в России сосредоточено на нескольких крупных заводах

1) в Ленинградской области;

2) на Урале;

3) на юге Сибири;

4) во всех названных районах

1) в Московской области;

2) на Кольском полуострове;

3) на Дальнем Востоке;

4) во всех названных районах

1) здесь имеются крупные запасы руды;

2) здесь имеются крупные запасы угля;

3) здесь имеются крупные водные

4) всеми названными причинами

1) здесь имеются крупные запасы руды;

2) здесь имеются крупные запасы

угля;

3) здесь имеется крупная ГЭС;

4) по всем названным причинам

1) здесь имеются крупные запасы руды;

2) здесь имеются крупные запасы

угля;

3) здесь имеется крупная ГЭС;

4) по всем названным причинам

1) производство серной кислоты;

2) производство калийных удобре­ний;

3) производство изделий из пласт­масс;

4) все названные производства

1) здесь имеются крупные запасы сырья;

2) здесь имеются крупные запасы

леса;

3) здесь находятся потребители его

продукции;

4) по всем названным выше при­чинам

1) здесь имеются крупные запасы сырья;

2) здесь имеются крупные запасы воды;

3) здесь находятся потребители его продукции;

4) по всем названным причинам

1) здесь имеются крупные запасы сырья;

2) здесь имеются крупные запасы воды;

3) здесь имеется источник дешевой электроэнергии;

4) по всем названным причинам

1) водный;

2) топливный;

3) транспортный;

4) все названные факторы

1) электроэнергетический;

2) водный;

3) транспортный;

4) все названные факторы

1) выгодное ЭГП;

2) наличие крупных ГЭС;

3) наличие трудовых ресурсов;

4) все названные факторы

1) наличие потребителей его про­дукции;

2) наличие крупного водохрани­лища с ГЭС;

3) благоприятная экологическая ситуация;

4) все названные факторы

1) тесными связями с другими от­раслями хозяйства;

2) сезонностью производства;

3) сложным отраслевым составом;

4) неравномерным размещением по территории страны

1) особенности климата и плодо­родия почв;

2) особенности естественной кор­мовой базы;

3) близость потребителей продук­ции;

4) все названные факторы

1) здесь находятся основные посе­вы сахарной свеклы;

2) здесь находятся основные рай­оны свиноводства, использующего отходы отрасли в качестве кормов;

3) здесь находятся основные по­требители продукции отрасли;

4) по всем названным причинам

1) сырьевой;

2) потребительский;

3) трудовых ресурсов;

4) все названные причины

1) здесь имеются источники сырья для отрасли;

2) здесь имеются квалифициро­ванные кадры для отрасли;

3) здесь находятся основные по­требители продукции отрасли;

4) по всем названным причинам

1) консервная;

2) кондитерская;

3) швейная;

4) все названные производства

1) автомобильный;

2) железнодорожный;

3) воздушный;

4) морской

1) автомобильный;

2) железнодорожный;

3) воздушный;

4) морской

1) автомобильный;

2) железнодорожный;

3) воздушный;

4) морской

 

 

 

 

 

 

Free Counter